Что делать при полной гибели автомобиля

Владельцу в наикратчайшие сроки необходимо написать заявление, приложить к нему соответствующие документы и подать их в страховую компанию, которая должна назначить техническую экспертизу.

Основными задачами экспертизы, которую проводить независимый эксперт является установление:

  • пригодности к дальнейшему использованию автомобиля;
  • производство расчета остаточной стоимости;
  • сбор сведений, подготовка и составление отчета экспертизы;
  • подача отчета на рассмотрение в страховую компанию.

В действительности полная гибель автотранспорта, признанная страховой компанией по полису КАСКО обозначает выполнение обязательств по выплатам, которые она возложила на себя.

Если автотранспорт признан негодным к эксплуатации, то есть наступила «полная его гибель», то рассмотреть предложения страховой компании.

Однако их страхователь может принять, если он согласен с решением, который был вынесен экспертом. В случаях несогласия с решением подать исковое заявление в суд, чтобы разрешить вопросы по страховым выплатам.

На основе вторичной оценки страхователь может добиться осуществления выплат. Крайней мерой является обращение в суд с иском, который выносит окончательное решение.

При наступлении страхового случая необходимо как можно скорее связаться со страховой компанией и сообщить о произошедшем. После этого закажите оценку в независимом экспертном бюро. Желательно при этом сразу определить и состояние автомобиля, и стоимость годных остатков.

С результатами оценки обратитесь в страховую компанию и заполните заявление. В нем укажите информацию о страховом случае и повреждениях ТС. Приложите к заявлению заключение экспертов о состоянии автомобиля и стоимости ГОТС.

Если вследствие страхового случая страхователь погиб или попал в стационар лечебного учреждения, уладить все вопросы со страховой компанией может представитель по доверенности, или ближайшие родственники страхователя при оформлении наследственных прав. Факт родства должен быть подтвержден документально, а доверенность — заверена у нотариуса.

Конструктивная гибель автомобиля по каско

Сроки рассмотрения заявления зависят от страховой компании. Страховая компания изучит автомобиль и заключение экспертов и вынесет решение о выплате. Дальнейшие действия и итоговый размер выплаты будут зависеть от действий страхователя.

В этом случае вы оформляете страховую выплату с учетом ГОТС, и оставляете машину в собственности. Важно, чтобы страховая компания приняла к сведению заключение независимых экспертов. Если итоговая сумма компенсации будет отличаться от рассчитанной после экспертизы, вы имеете право направить претензию в СК или потребовать судебного разбирательства.

После получения премии вы можете продать оставшиеся запчасти или использовать их для ремонта.

В этом случае вам нужно будет заключить договор абандона. Стоимость годных остатков при его оформлении учитываться не будет. После заключения договора абандона вы получите компенсацию за вычетом износа и франшизы. Автомобиль при этом перейдет в собственность страховщика — он сможет разобрать его на запчасти, попытаться восстановить или отправить на утилизацию.

Помните, что абандон — это всегда односторонняя сделка, которая не требует согласия страховщика. Если компания отказывается его подписывать, вы имеете право обратиться в суд.

При подаче заявления на выплату страховой компенсации и заключении договора абандона страхователь должен иметь следующий пакет документов:

  • Паспорт
  • ПТС и СТС автомобиля
  • Водительское удостоверение
  • Действующий полис КАСКО
  • Документы, подтверждающие страховой случай
  • Заключение об оценке автомобиля

Что делать при гибели автомобиля

Какие именно случаи могут считаться полной гибелью, а какие нет? На данный момент закон выделяет только пять аспектов, при которых будет признана тотальная гибель автомобиля.

КАСКО выплачиваетсятолько в трёх из них:

  1. Автомобиль угнали и разобрали на запчасти.
  2. ДТП привело к тому, что авто больше не может использоваться по целевому назначению и починить его нельзя, или стоимость ремонта превышает стоимость половины цены на аналогичное авто.
  3. Автомобиль утонул.

Конструктивная гибель автомобиля по КАСКО не оплачивается, если машина пострадала из-за природной катастрофы (ураган, наводнение), или же была уничтожена по причине техногенной аварии, тогда страховые выплаты не производятся.

Конструктивная гибель автомобиля по каско

Кроме того, страховка аннулируется и тогда, когда повреждения случились из-за забастовки, войны, революции и прочих действий подобного рода.

Существуют разные виды и пакеты страхового обеспечения транспортных средств, но при гибели транспортного средства единственной страховкой, которая сможет покрыть связанные с произошедшим расходы, может быть КАСКО.

Важно помнить, что после того, как водитель получит свою выплату по КАСКО, этот договор аннулируется. Собственнику необходимо будет подписать его заново, а также повторно внести страховой взнос.

Главное условие для того, чтобы машина была признана полностью уничтоженной – это либо невозможность отремонтировать её в принципе, либо разрушения, на восстановление которых уйдёт сумма больше, чем половина стоимости машины.

Подвох заключается лишь в одном – водителю нужно будет доказать, что весь этот ущерб был нанесён машине в ДТП или в следствие угона и разбора. Сотрудник страховой службы же постарается списать часть урона на амортизационный износ, либо повреждения, которые возникли до ДТП, тем самым значительно уменьшив сумму страховых выплат.

Предлагаем ознакомиться  Кто несет ответственность за аварию

Выплата по КАСКО при полной гибели автомобиля

Также на получение выплат влияет то, в чьей собственности после останется авто. Если гражданин решает оставить машину себе, тогда он получит компенсацию за вычетом стоимости годных остатков (деталей, которые не пострадали и которые ещё можно продать самостоятельно).

Если же транспортное средство передаётся страховщикам, то продажа запчастей становится их проблемой, а они обязаны будут компенсировать и их стоимость по среднерыночной цене.

Предположим, автомобиль был застрахован на миллион рублей, то есть в размере его действительной стоимости на момент расчета цены КАСКО и заключения договора. Произошел страховой случай (ДТП, пожар, стихийное бедствие), после которого независимая экспертиза, осмотрев автомобиль, приходит к выводу, что для полноценного ремонта авто потребуется свыше 700 тысяч рублей, то есть, грубо говоря, повреждено более 70% ТС. Процентный порог, определенный Правилами КАСКО (в СК из нашего примера) превышен, следовательно, имеет место «полная конструктивная гибель» ТС.

В этом случае страховая компания предложит клиенту два варианта дальнейшего развития событий.

  • Заявить об отказе от автомобиля в пользу страховой компании (передать ей право собственности на него). После чего получить выплату в размере страховой суммы, определенной договором КАСКО, за вычетом амортизационного износа* (а также франшизы и иных, предусмотренных условиями страхования вычетов).
  • Автомобиль остается в собственности страхователя. Ему будет выплачена страховая сумма, из которой вычтут не только амортизационный износ, но и стоимость «годных остатков ТС**» (ГОТС).

*Проценты амортизационного износа у каждой страховой компании свои, они записаны в Правилах КАСКО.

**Годные остатки ТС – это сохранившиеся детали (запчасти, агрегаты) автомобиля, которые годятся для дальнейшей эксплуатации, т.е. их можно демонтировать и продать на рынке подержанных запчастей.

В том случае, если разбитый полностью погибший (тотальный автомобиль) вам все-таки нужен, приготовьтесь расстаться со стоимостью годных остатков и со стоимостью износа. Что это значит? Отказываться от автомобиля не нужно, и выплата произойдет за вычетом стоимости разбитой машины и за вычетом износа, который определяется правилами страхования в таких ситуациях.

Страховая компания, сообщит, что в разбитом состоянии он стоит почти половину стоимости от нового, как минимум, треть. Таким образом, Вам по итогу, будет выплачена слишком маленькая сумма.

Оспорить эту сумму можно точно также через независимого эксперта. Попросите его посчитать, кроме ущерба, еще и стоимость годных остатков. После отправляйте претензии в суд.

Варианты получения денежного возмещения

Страхование по данному полису относится к виду добровольному виду страхования. По нему автовладелец имеет возможность лично выбрать страховые услуги, предоставляемые страховой компанией. Пакет по КАСКО может быть как полным, так и частичным.

Страхователь обладает правом получить возмещение в виде:

  • наличных денежных средств, составляющих общую страховую сумму, ее расчет осуществляется с учетом амортизации, то есть постепенного снашивания тормозной системы, двигателя, деталей автомобиля в ходе эксплуатации и его остаточной суммы;
  • исправного автомобиля, который восстанавливает станция технического обслуживания по договоренности со страховой компанией.

Обычно при полной гибели автомобиля от страховой компании могут поступить предложения на выбор страхователя, поэтому ответственность ляжет полностью на его плечи:

  • страхователь оставляет непригодный к эксплуатации автомобиль у себя, несмотря на полученную выручку от распродажи пригодных деталей данное предложение не выгодно для него;
  • остатки от пострадавшего автомобиля передаются страховой компании на основе заключения дополнительного соглашения.

Причем страхователю выплата осуществляется в полном объеме вне зависимости от принятого им предложения компании.

Определенную выгоду получить страхователь, если примет второе предложение и передаст право собственности страховой компании.

Выплаты по тоталу могут достигать очень больших размеров. Поэтому страховые компании часто пытаются уменьшить их. Для этого они занижают стоимость ремонта, чтобы признать авто подлежащим восстановлению, или завышают стоимость годных остатков. Также на такие страховые случаи часто действует самая большая франшиза.

Также страховая компания может затягивать сроки выплаты компенсации. Она может объяснять это проблемами в работе бухгалтерии или ограничениями банков. Но часто реальных причин для задержек нет — страховщик стремится сохранить выплаты у себя.

В обоих случаях вы имеете право направить в страховую компанию претензию. К ней приложите заключение экспертизы с независимым расчетом ГОТС. Претензию можно направить лично или по почте заказным судом.

Если претензия не помогла — обратитесь в суд. В качестве доказательств приложите заявление на страховую выплату, ответ страховщика с расчетом премии, заключение экспертной комиссии и другие документы, которые подтвердят вашу правоту.

На что следует обратить внимание

Содержание договоров по КАСКО в отношении полной гибели автотранспорта во всех страховых компаниях одинаковы.

При превышении стоимости ремонта автомобиля некоторого порога наступает состояние полной гибели. Численное значение порога измеряется в процентах, он является критерием оценки ущерба, например, 75 %.

Нередки ситуации, когда страховые компании при стоимости ущерба близкой к пороговому значению, назначают специально завышенные цены на восстановление автомобиля.

Их целью является снижение суммы выплаты. Для компании сложившаяся ситуация выгодна, поэтому она предлагает признав полную непригодность автотранспорта списать его, но для страхователя она не выгодна при любом варианте развития события в дальнейшем.

В силу сказанного страхователю нужно выяснить все условия договора до его заключения, выспросить обо всех тонкостях полиса КАСКО у сведущих людей.

Одним из важных является вопрос о длительности действия договора. Договор лучше заключить на год, затем продлевать по мере необходимости.

Предлагаем ознакомиться  Сроки по возмещению морального ущерба

Если вдруг наступит страховой случай в заключительный день действия договора, то ситуация для страхователя сложится весьма неблагоприятно, поэтому нужно более тщательно проверять дату, условия, содержащиеся в нем.

Нередко страховые компании вносят условия, которые заведомо не оплачиваются. Например, она может отметить, что к страховым случаям не относится повреждение автомобиля, находящегося на стоянке без охраны.

Если возникнет потребность по какой-либо причине изменить условия договора, нужно непременно со своей просьбой обратиться в страховую компанию.

  • Иногда страховой компании выгоднее признать полную гибель автомобиля, чем ремонтировать его. Особенно, если нет третьего лица, с которого в порядке суброгации можно будет взыскать потраченные на клиента деньги. Кроме этого, стоимость ремонта близкого к порогу «тотал» автомобиля достаточно велика, и страховой компании придется не только оплатить его, но и продолжать нести ответственность весь оставшийся до окончания договора КАСКО срок. Поэтому, сотрудничающая со страховой компанией экспертная фирма, вполне может искусственно завысить стоимость ремонта. Если результаты оценочной экспертизы от страховщика не устраивают, страхователь вправе проконсультироваться у другого оценщика.
  • Эксперты, ангажированные страховщиком, также могут завысить стоимость годных остатков, если страхователь принял решение забрать автомобиль себе. Если возник спор по стоимости ГОТС, целесообразно сделать альтернативную оценку и попробовать договориться с СК миром, либо обращаться в суд.
  • Ответственность за сохранность битого ТС лежит исключительно на страхователе. Если в процессе рассмотрения страхового случая автомобилю будет нанесен дополнительный ущерб (например, украдут какие-либо агрегаты), данный убыток страховая компания возмещать не будет.

Если определение «полной конструктивной гибели» автомобиля устраивает и страховую компанию, и страхователя, не стоит забывать, что денежные интересы двух этих сторон прямо противоположны. И перед тем, как заключить со страховой компанией дополнительное соглашение, касающееся права собственности на «тотальное» ТС, имеет смысл тщательно взвесить все «за» и «против». Особенно, если СК подозрительно настойчиво пытается «навязать» какой-либо определенный вариант.

Судебная практика

Верховный суд Федерации на своем официальном сайте поместил, утвержденный его президиумом отчет по обзору судебной практики, содержанием которого являются результаты исследования по вопросам, касающимся автострахования.

В нем отмечено, сто страховые компании зачастую расширяют перечень предусмотренных нормативами законодательных актов оснований, чтобы отказать страхователю осуществление выплат по договорам. Верховный суд порекомендовал, чтобы многие вопросы разрешались в пользу страхователя.

Исходя из него, ВС внес предложение истребовать со страховой компании возмещение фактической стоимости ремонтных работ вместо установленной компанией стоимости.

Выплата по КАСКО при полной гибели автомобиля

Он определил «утрату товарной стоимости» в качестве реального ущерба, поэтому при полной гибели автомобиля страховая компания по договору КАСКО обязана компенсировать понесенный ущерб соразмерно товарной стоимости.

По общим вопросам были вынесены решения:

  • несвоевременная уплата страховых взносов не может быть основанием для отказа страховой компании об осуществлении выплаты, если договор страхования не расторгнут;
  • невыполнение страхователем возложенных на него обязанностей о своевременном извещении компании о том, что произошел страховой случай также не относится к безусловному основанию. Компания не имеет право отказать в осуществлении выплаты, ссылаясь на указанное основание;
  • выплаты должны осуществляться вне зависимости от того, как было установлено имущество в договоре страхования;
  • за отказ в осуществлении выплаты либо недоплаты со страховой компании должны взыскиваться проценты согласно указаниям статьи 395 Гражданского кодекса.

К тому же при умышленном предоставлении страхователем неподтвержденных сведений, касающихся существенных обстоятельств, договор страхования расценивается недействительным согласно указаниям статьи 179 Гражданского кодекса.

Если возникли сомнения в его результатах, то необходимо подыскать независимого эксперта лично без вмешательства страховой компании для проведения дополнительного обследования, подтверждающего первоначальный результат.

При полной гибели автотранспорта наилучшим вариантом для владельца может стать отказ от его остатков и получение полной страховой суммы.

Порядок получения

Процедура получения гражданином страховых выплат по КАСКО стандартизирована, но имеет определённые нюансы, которые водителю нужно учесть заранее. На данный момент она выглядит так:

  1. Выплата по КАСКО при полной гибели автомобиляИнспектор фиксирует факт ДТП на месте, после вызова его гражданином. Страховщик должен описать все видимые повреждения на авто, либо же своей подписью заверить тот факт, что машина находится в разобранном состоянии, либо же попросту утонула.
  2. Собираются документы (детальный перечень ниже).
  3. Происходит процедура оценки, которая проводится страховщиками. Она не имеет практического значения для дела, но необходима службе для правильного заполнения бумаг. Инспектор страхового агентства не может заменить специально обученного эксперта и вынести свой вердикт по поводу того, в каком состоянии находится авто и можно ли назвать его гибель тотальной.

Экспертиза

Независимый эксперт подтверждает или исправляет вердикт эксперта страховой компании. Иногда страховщики специально договариваются с определёнными инспекторами для того, чтобы они составляли для них искажённые акты.

  1. Стоит внимательно следить за ходом дела на этом этапе и, в случае возникновения недоразумений, требовать пересмотра экспертного вердикта (акта).
  2. Клиент получает документы на руки. Если размер страховой суммы кажется ему недостаточным, он может попытаться договориться со страховщиками лично, или обратиться в суд. Срок исковой давности в такого рода делах стандартный – 2 года, но с началом разбирательств лучше не затягивать. Пока дело свежее, проще будет собрать доказательства и привлечь на свою сторону полицию, если факт ДТП необходимо будет дополнительно доказывать.
  3. Происходят выплаты. Денежная сумма переводится клиенту на банковский счёт в течение срока, который потребуется банку на обработку данных и перемещение средств.
  4. Аннулируется договор КАСКО.
Предлагаем ознакомиться  Будет ли увеличение выслуги лет в МВД до 25 лет с 2019 года

Сбор документов

Самое главное при оформлении страховых выплат – правильно собрать документы. У каждой страховой фирмы бывают свои нюансы насчёт бумаг, но в большинстве из них для оформления страхового случая нужно предоставить:

  1. Выплата по КАСКО при полной гибели автомобиляСам договор страхования (копия, даже нотариально заверенная, в данном случае не подойдёт).
  2. Права.
  3. Документы на машину (ПТС).
  4. Справка о ДТП, либо об угоне (выдаётся полицией по требованию гражданина).
  5. Квитанции и счета за все издержки, которые были вызваны поломкой автомобиля (например, вызов эвакуатора).
  6. Желательно – акт из ремонтной мастерской, в котором будет сказано, что автомобиль не подлежит восстановлению. Страховая не может требовать этот документ в обязательном порядке, но если водитель приложит его к своему обращению, он докажет, что его намерения чисты, и он правда пытался спасти своё авто перед тем, как требовать признать его тотальную гибель.

В каком случае не удастся получить выплаты

Большинство страховых компаний определяет полную гибель автомобиля по КАСКО как ситуацию, при которой стоимость ремонта составляет более 70-80% от страховой суммы или стоимости ТС на момент оформления страховки. Для наступления такого случая не обязательно полное уничтожение автомобиля. Достаточно наличия таких повреждений, при которых дешевле купить новую машину, чем тратить деньги на ремонт.

Признать тотальную гибель автомобиля могут в некоторых ситуациях — например, при получении серьезных повреждений в аварии, утоплении или угоне с продажей по запчастям. При этом условие может не действовать на повреждения, полученные во время стихийных бедствий или общественных беспорядков. Полный перечень ситуаций, в которых будет признаваться полная гибель, устанавливает страховая компания.

При наступлении страхового случая важно добиться справедливой оценки стоимости понесенного материального ущерба. От этого будут зависеть решение страховщика и итоговая сумма возмещения.

Конструктивная гибель автомобиля по КАСКО — специфическая ситуация, при которой техническое восстановление эксплуатационных свойств автомобиля возможно, но стоимость работ обойдется дороже, чем стоимость самого автомобиля. Она возникает при причинении машине такого ущерба, при которой ремонтировать ее становится нецелесообразным. Следовательно, страховая компания будет осуществлять расчет с собственником иными способами, а автомобиль будет списан.

Страховая выплата будет отменена в том случае, если повреждения произошли по вине застрахованного лица. Если эти действия были совершены целенаправленно, то страхователя могут обвинить в мошенничестве. В выплате также откажут, если ситуация, из-за которой произошла полная гибель автомобиля, не входит в число покрываемых случаев.

Также основаниями для отказа послужат разночтения при оформлении страхового случая, например, если ГИБДД получила вызов через длительное время после аварии, автомобиль изменял свое получение до регистрации ДТП, производился предварительный ремонт автомобиля и так далее. При расчете выплат не будут учитываться повреждения, полученные уже после наступления страхового случая.

Могут ли отказать и как отстоять свои права

Страховым службам не выгодно выплачивать КАСКО из-за того, какие большие суммы заложены в этот вид страхования, поэтому они всеми силами стараются избежать подобных ситуаций. Действуют страховщики в таких ситуациях как правомерно, так и неправомерно.

Для того, чтобы не допустить угнетения своих прав, необходимо:

  1. Выплата по КАСКО при полной гибели автомобиляОбязательно вызвать на место ДТП сотрудника страховой службы и проследить, чтобы он зафиксировал все факты в письменном виде, заверил подписью. Документ можно снять на телефон, или же потребовать копию.
  2. Если собственника есть основания сомневаться в независимой экспертизе, инициированной страховой службой, он именно право за свой счёт провести проверку в другом органе, дабы убедиться в отсутствии сговора между экспертом и страховой.
  3. Проверьте стоимость аналогичных авто на рынке и внимательно пересчитайте все расчёты за инспектором. Небольшие ошибки, допущенные в них, могут стать причиной формального отказа в выплате по КАСКО.

Сразу уточнить, сколько стоят оставшиеся в надлежащем состоянии детали. Чаще всего страховые службы занижают эту стоимость. На самом же деле им выгоднее, чтобы авто, даже после полной гибели, оставалось у них, ведь от продажи запчастей они смогут частично закрыть выплаты пострадавшему.

Некоторые страховые даже умудряются ремонтировать такие машины и продавать их, перед этим получив новые ПТС и регистрационный номер.

Если страховая служба всё же пошла против закона и решила отказать гражданину в выплате без существенных причин, тогда водитель может обратиться в суд общей юрисдикции первой инстанции. Там в течение двух месяцев дело будет заслушано, и, в случае победы истца, он получит не только свою сумму по страховке, но и компенсацию морального вреда, судебных и прочих юридических издержек.

Для того, чтобы спор был решён в пользу истца, к делу нужно приложить все документы, которые собирались для страховой службы, а также приложить те бумаги, которые были получены им после проведения экспертизы: акт, подписанный экспертом (если проводилось несколько проверок транспортного средства, то приложить нужно документы по всем из них), письменный отказ страховой в предоставлении услуг (либо же их письменное предложение с чётко оговоренной суммой).