Организация режима труда и отдыха при работе с ПЭВМ.

СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03

(с изменениями на 21 июня 2016 года)

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

____________________________________________________________________В
документе учтены:Изменение
N 1 от 25 апреля 2007 года (постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
25 апреля 2007 года N 22) (введено в действие с 1 июля 2007
года);Изменения
N 2 от 30 апреля 2010 года (постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30 апреля 2010 года N 48;

1.1. Настоящие
государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
(далее — санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным
законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от
30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 14, ст.

1.2. Санитарные правила
действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают
санитарно-эпидемиологические требования к персональным
электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда.

1.3. Требования
санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного
влияния на здоровье человека вредных факторов производственной
среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ.

1.4. Настоящие санитарные
правила определяют санитарно-эпидемиологические требования:-
к проектированию, изготовлению и эксплуатации отечественных ПЭВМ,
используемых на производстве, в обучении, в быту, игровых автоматах
на базе ПЭВМ;-
к эксплуатации импортных ПЭВМ, используемых на производстве, в
обучении, в быту и игровых комплексах (автоматах) на базе ПЭВМ;


к проектированию, строительству и реконструкции помещений,
предназначенных для эксплуатации всех типов ПЭВМ, производственного
оборудования и игровых комплексов (автоматов) на базе ПЭВМ;-
к организации рабочих мест с ПЭВМ, производственным оборудованием и
игровыми комплексами (автоматами) на базе ПЭВМ.

Норма размера рабочего места

1.5. Требования
санитарных правил распространяются:-
на условия и организацию работы с ПЭВМ;-
на вычислительные электронные цифровые машины персональные,
портативные; периферийные устройства вычислительных комплексов
(принтеры, сканеры, клавиатура, модемы внешние, электрические
компьютерные сетевые устройства, устройства хранения информации,
блоки бесперебойного питания и пр.), устройства отображения
информации (видеодисплейные терминалы (ВДТ) всех типов) и игровые
комплексы на базе ПЭВМ.


бытовых телевизоров и телевизионных игровых приставок;-
средств визуального отображения информации микроконтроллеров,
встроенных в технологическое оборудование;-
ПЭВМ транспортных средств;-
ПЭВМ, перемещающихся в процессе работы.

1.7. Ответственность за
выполнение настоящих санитарных правил возлагается на юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:-
разработку, производство и эксплуатацию ПЭВМ, производственное
оборудование и игровые комплексы на базе ПЭВМ;-
проектирование, строительство и реконструкцию помещений,
предназначенных для эксплуатации ПЭВМ в промышленных,
административных общественных зданиях, а также в образовательных и
культурно-развлекательных учреждениях.

1.8. Индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами в процессе производства и
эксплуатации ПЭВМ должен осуществляться производственный контроль
за соблюдением настоящих санитарных правил.

Предлагаем ознакомиться  Замер тонировки по ГОСТу в 2020 году

1.9. Рабочие места с
использованием ПЭВМ должны соответствовать требованиям настоящих
санитарных правил.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetytr

2.1. ПЭВМ должны
соответствовать требованиям настоящих санитарных правил, и каждый
их тип подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с оценкой в
испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном
порядке.

2.2. Перечень продукции и
контролируемых гигиенических параметров вредных и опасных факторов
представлены в прилож.1 (табл.1).

2.3. Допустимые уровни
звукового давления и уровней звука, создаваемых ПЭВМ, не должны
превышать значений, представленных в прилож.1 (табл.2).

2.4. Временные допустимые
уровни электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых ПЭВМ, не должны
превышать значений, представленных прилож.1 (табл.3).

2.5. Допустимые
визуальные параметры устройств отображения информации представлены
в прилож.1 (табл.4).

2.6. Концентрации вредных
веществ, выделяемых ПЭВМ в воздух помещений, не должны превышать
предельно допустимых концентраций (ПДК), установленных для
атмосферного воздуха.

2.7. Мощность
экспозиционной дозы мягкого рентгеновского излучения в любой точке
на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса ВДТ (на электронно-лучевой
трубке) при любых положениях регулировочных устройств не должна
превышать 1 мкЗв/час (100 мкР/час).

2.8. Конструкция ПЭВМ
должна обеспечивать возможность поворота корпуса в горизонтальной и
вертикальной плоскости с фиксацией в заданном положении для
обеспечения фронтального наблюдения экрана ВДТ. Дизайн ПЭВМ должен
предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным
рассеиванием света.

2.9. Конструкция ВДТ
должна предусматривать регулирование яркости и контрастности,

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertisetr

2.10. Документация на
проектирование, изготовление и эксплуатацию ПЭВМ не должна
противоречить требованиям настоящих Санитарных правил.

3.1. Эксплуатация ПЭВМ в
помещениях без естественного освещения допускается только при
наличии расчетов, обосновывающих соответствие нормам естественного
освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих
(пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2007 года Изменением
N 1 от 25 апреля 2007 года.

3.2. Естественное и
искусственное освещение должно соответствовать требованиям
действующей нормативной документации. Окна в помещениях, где
эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть
ориентированы на север и северо-восток.Оконные проемы должны
быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи,
занавесей, внешних козырьков и др.

3.3. Не допускается
размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных и
культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков в
цокольных и подвальных помещениях.

3.4. Площадь на одно
рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой
трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м, в помещениях культурно-развлекательных
учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов
(жидкокристаллические, плазменные) — 4,5 м.При использовании ПВЭМ с
ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств — принтер, сканер и
др.

Предлагаем ознакомиться  Виды инструктажей по охране труда. Порядок и сроки их проведения — Студопедия

3.5. Для внутренней
отделки интерьера помещений, где расположены ПЭВМ, должны
использоваться диффузно отражающие материалы с коэффициентом
отражения для потолка — 0,7-0,8; для стен — 0,5-0,6;
для пола — 0,3-0,5.

3.6. Полимерные материалы
используются для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ при
наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.7. Помещения, где
размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным
заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями
по эксплуатации.

3.8. Не следует размещать
рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов,
высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования,
создающего помехи в работе ПЭВМ.

4.1. В производственных
помещениях, в которых работа с использованием ПЭВМ является
вспомогательной, температура, относительная влажность и скорость
движения воздуха на рабочих местах должны соответствовать
действующим санитарным нормам микроклимата производственных
помещений.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorstr

4.2. В производственных
помещениях, в которых работа с использованием ПЭВМ является
основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты
управления, залы вычислительной техники и др.) и связана с
нервно-эмоциональным напряжением, должны обеспечиваться оптимальные
параметры микроклимата для категории работ 1а и 1б в соответствии с
действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами микроклимата
производственных помещений. На других рабочих местах следует
поддерживать параметры микроклимата на допустимом уровне,
соответствующем требованиям указанных выше нормативов.

4.3. В помещениях всех
типов образовательных и культурно-развлекательных учреждений для
детей и подростков, где расположены ПЭВМ, должны обеспечиваться
оптимальные параметры микроклимата (прилож.2).

4.4. В помещениях,
оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и
систематическое проветривание после каждого часа работы на ЭВМ.

4.5. Уровни положительных
и отрицательных аэроионов в воздухе помещений, где расположены
ПЭВМ, должны соответствовать действующим
санитарно-эпидемиологическим нормативам.

4.6. Содержание вредных
химических веществ в воздухе производственных помещений, в которых
работа с использованием ПЭВМ является вспомогательной, не должно
превышать предельно допустимых концентраций вредных веществ в
воздухе рабочей зоны в соответствии с действующими гигиеническими
нормативами.

4.7. Содержание вредных
химических веществ в производственных помещениях, в которых работа
с использованием ПЭВМ является основной (диспетчерские,
операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы
вычислительной техники и др.), не должно превышать предельно
допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
населенных мест в соответствии с действующими гигиеническими
нормативами.

Существующие нормативы площади на 1 человека

Старые всесоюзные нормативы жилой площади на человека устанавливали условный минимум – 5 кв. м. Считалось, что граждане, проживавшие в помещении, в котором на каждого из них приходилось больше этого значения, в улучшении жилищно-бытовых условий не нуждались.

Предлагаем ознакомиться  Супружеская доля в наследстве по закону: отказ, доля при завещании, как она выделяется

Позже нормативы площади жилого помещения на человека изменились в большую сторону – до 9, а потом и до 12 кв. м. Но не только жилье – любая среда обитания человека должна обеспечивать нормальные условия для его жизнедеятельности.

Современные нормативно-правовые акты установили несколько санитарно-эпидемиологических требований к офисным помещениям, препятствующих возникновению угрозы для здоровья и жизни сотрудников:

  • упомянутый норматив площади на 1 человека 4,5 кв. м. касается рабочего места, на котором используется компьютер с плоским жидкокристаллическим (LCD) экраном;

  • эта же площадь предусмотрена для каждого работника конструкторского бюро, вне зависимости от того, работает ли он на кульмане или ЭВМ;

  • в СНиП 2.09.04-87 уточняется норматив площади в офисе на человека из маломобильной группы (инвалида) и передвигающегося на кресле-коляске – 5,65 и 7,65 кв. м.;

  • наличие вспомогательных устройств общего пользования – принтера, большого монитора, сканера, факса и т.д. – это еще одно основание для увеличения площади.

Если продолжительность работы человека не превышает 4 часов, допускается уменьшить полагающуюся ему площадь до 4,5 кв. м либо обустроить так называемые hot desk (рабочий стол, не закрепленный за конкретным сотрудником).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июня 2003 года* N 118

О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03

Почему работодателю стоит придерживаться норм

Работники, неудовлетворенные созданными условиями труда, имеют право инициировать проверку из независимой организации, инспекции труда или профсоюза. В случае подтверждения претензий нарушителя обязуют выплатить компенсацию и/или предоставить увеличенный отпуск.

Бездумное стремление к экономии на аренде или покупке офисного помещения за счет урезания норматива площади на 1 человека – прямой путь к появлению критических для ведения бизнеса моментов:

  • нарастанию недовольства в команде;

  • постепенному снижению мотивации и работоспособности;

  • наложению взысканий и штрафов, возможных при проведении аттестации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Чтобы не допустить этого, рекомендуется заранее провести расчет площади офиса:

  • 1. Оценить количество сотрудников и оргтехники и по нормам вычислить полагающуюся площадь.

  • 2. Определить количество проходов между столами шириной не менее 2 м.

  • 3. Примерно выяснить количество и габариты вспомогательной мебели и оборудования.

  • 4. Учесть площадь столового уголка, зон приема посетителей, охранного поста и т. д.

Суммировав полученные данные, можно привести к норме площадь офиса и тем самым избежать нарушения законодательства.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

ПОСТАНОВЛЕНИЕ