Немного истории

Считается, что появление КАСКО связано с эпохой мореплавания, таившей немало опасностей для плавучего транспорта. Собственно, первоначально этот термин обозначал исключительно страхование судов, а не автомобилей, которые тогда еще не изобрели. Сегодня под данное определение подпадает имущественное страхование автомобильного, железнодорожного, авиационного или водного транспорта. Так что вопреки распространенному заблуждению суть КАСКО заключается в страховании транспортных средств любых типов. Примечательно, что с течением времени набор рисков и основных страховых программ не изменился. Как и сто лет назад в наше время добровольное страхование транспортных средств осуществляется от рисков «хищение» и «повреждение». Классические программы КАСКО можно разделить на три типа:

  1. «Полное АВТОКАСКО» – совокупность рисков «повреждение» и «хищение».
  2. «Частичная страховка» – выплата производится только в случае повреждения транспортного средства.
  3. «Угон» – выгодоприобретатель может рассчитывать на возмещение только в случае похищения застрахованного транспорта.

Современная история отечественного автострахования берет начало в 1946 году. Тогда единственный на тот момент советский страховщик впервые оформил 99 договоров добровольного страхования автотранспорта. Советских граждан не слишком волновал вопрос, сколько будет стоить КАСКО, ведь в то время автомобилями владели лишь государственные органы и немногие частные лица. Естественно, этот факт положительно повлиял на аварийность. Кроме того, тогда угон машины был редкостью. Именно поэтому советская добровольная автостраховка стоила меньше, чем полисы современных российских страховщиков.

Страхование гражданской ответственности автомобилистов зародилось гораздо позже, чем КАСКО. В этом нет ничего удивительного, ведь массовое производство автомобилей началось только в первой половине прошлого века. Собственно говоря, тогда и возникла необходимость страхования ответственности водителей. Впервые подобная страховка была введена на территории Соединенных Штатов Америки.

Идея введения аналогичного вида страхования неоднократно рассматривалась в Советском Союзе, но дальше планов дело не пошло. Российские законотворцы также несколько раз рассматривали возможность введения обязательного страхования ответственности автовладельцев. В годы становления современной России проблема взаимоотношений между участниками аварии достигла небывалых масштабов. Виной всему так называемые «автоподставы» и низкий уровень жизни населения. Очень часто виновникам дорожных происшествий было не по карману восстановление чужого автомобиля.

И вот в 2003 году в Российской Федерации наконец-то было введено ОСАГО, обязательное не только для россиян, но и иностранных граждан. Бесспорно, появление «автогражданки» позволило решить наиболее острые проблемы того времени. Однако нельзя не сказать, что им на смену пришли новые трудности, например, страховое мошенничество и отсутствие универсальной методики расчета ущерба. Так или иначе, многие отечественные автовладельцы на собственном опыте убедились в необходимости ОСАГО. Теперь для получения компенсации ущерба, полученного из-за действий неосторожного водителя, можно просто обратиться к его страховщику. Да, нередко между страховыми компаниями и автовладельцами возникают спорные ситуации, но нужно понимать, что российская «автогражданка» всё еще находится в процессе становления.

Автострахование в разных страховых компаниях

Главной характеристикой этого вида защиты является то, что с 2003 года он стал обязательным, а появление на дороге без соответствующего документа классифицируется как нарушение правил. При отсутствии полиса у водителя взымается штраф. Стоимость ОСАГО, к счастью, не так высока и не отразится на бюджете новичка за рулём, покупающего авто.

ОСАГО работает с рисками, которые преследуют застрахованного водителя как потенциального виновника ДТП. Таким образом, финансовая организация компенсирует средства на восстановление пострадавшего, защищая виновника от части финансовой ответственности. Выплаты ограничены пределами:

  • Не более 120000 рублей за повреждения техники;
  • Не более 160000 рублей за ущерб участникам ДТП.
Предлагаем ознакомиться  Гос награда за спасение погибавших

Конкретная сумма компенсации зависит от решения специалистов страховой фирмы. В расчёт берётся средняя стоимость лечения пострадавших и ремонта техники. Важно помнить, что застрахованный водитель может рассчитывать только на компенсацию ущерба потерпевшим, но не своих личных нужд.

Учитывая данные, приведённые выше, можно понять, что владельцы КАСКО по закону вынуждены иметь два полиса. Это не самое выгодное решение на деле, ведь обращения по полису обязательного страхования (ОСАГО), как правило, приносят меньше пользы для урегулирования последствий ДТП. При КАСКО можно рассчитывать на компенсацию, которая по большей части покроет нужды как пострадавшего, так и виновника.

На данный момент законодательная часть вопроса довольно неоднозначна — эксперты считают, что государственные регулирующие органы пособничают страховым организациям, получая дополнительный заработок при навязывании водителям, имеющим КАСКО, оформление ОСАГО. Вскоре обещан пересмотр положения о надобности обязательного страхования при наличии добровольного, что избавит автовладельцев от лишних трат и позволит им выбирать такое страхование, которое действительно нужно. Также будут пересмотрены цены на полисы в пользу водителей.

Можно говорить о преимуществах и в этом случае. КАСКО — страхование не из дешевых. А потому автовладелец лично выбирает, где ему предпочтительнее и выгоднее страховаться.

Есть еще одно обстоятельство, влияющее на выбор. Прошло то время, когда для получения компенсации обращаться приходилось в две страховые компании: свою и второго участника-виновника аварии. Теперь же возмещение ущерба, если авария с участием двух авто незначительная, можно получить, обратившись лишь в свою СК.

Когда авария серьезная, с пострадавшими, придется обратиться в компанию виновного в ДТП, если оба участника происшествия имеют действующие полисы обязательного страхования. В этом случае будут компенсированы средства не только на восстановление ТС, но и на лечение пострадавших, правда, с ограничением по суммам (в договоре все прописано).

Обе страховки в одной страховой компании

Именно ограниченность выплат по ОСАГО вынуждает автовладельцев заключать дополнительный полис КАСКО. Договор этот можно заключить в той же самой компании.

Преимущества этого шага, как минимум, в экономии времени. Сразу на два вида страховки вводятся данные. Автовладелец просто предъявляет документы, оплачивает страховки, и на руки получает полисы. К тому же, СК дает скидки, когда заключается сразу два договора.

Для того чтобы окончательно разобраться в вопросе, зачем нужно ОСАГО, если есть КАСКО, стоит упомянуть еще об одном ключевом отличии данных страховок. Как известно, приобретение «автогражданки» является обязательным для всех автовладельцев, эксплуатирующих машину на территории России. А вот приобретение полиса АВТОКАСКО дело добровольное. Почему это так?

Тарифы и условия страхования по ОСАГО определяются органами государственной власти РФ. Обязанность по оформлению полиса возложена на страхователя законом. Таким способом государство пытается обезопасить всех участников дорожного движения, особенно пешеходов, которые очень часто получают серьезные травмы. Иными словами, обязательное страхование ответственности призвано повысить уровень социальной защищенности граждан.

КАСКО же защищает исключительно финансовые интересы владельца застрахованного автомобиля. Если «автогражданка» регулируется государством, то страхование имущества, в том числе транспорта, – личное дело каждого гражданина. Поэтому страховщики имеют возможность изменять правила страхования в зависимости от собственных предпочтений. Кроме того, каждый автостраховщик самостоятельно определяет, сколько будет стоить КАСКО.

Страховая выплата

Разобравшись с различиями между моторными видами страхования нельзя обойти вниманием отличительные особенности оформления страхового события. Все же между «автогражданкой» и добровольным транспортным страхованием много общего, особенно в части, касающейся получения выплаты. Все потому что оба вида страхования в первую очередь призваны компенсировать ущерб поврежденному транспорту.

Предлагаем ознакомиться  После похорон куда обращаться

Однако если условия получения выплаты и объем покрытия по ОСАГО неизменны, то с добровольным автострахованием все обстоит с точность до наоборот. В определенных пределах страхователь волен самостоятельно определять, сколько будет стоить КАСКО и какой перечень рисков будет включен в договор. Соответственно, от решений автовладельца будут зависеть объем, форма и сроки выплаты, поэтому важно не переборщить в желании сэкономить.

В частности, автовладельцу не стоит забывать, что размер безусловной франшизы отражается не только на итоговой цене полиса, но и влияет на размер возмещения. Например, при условии применения безусловной франшизы, владельца машины будут ждать два варианта выплаты:

  1. Представитель страховой компании осматривает поврежденный автомобиль, после чего проводится оценочная экспертиза. Ее могут проводить как независимые оценщики, так и сотрудники страховщика. На основании заключения эксперта определяется размер выплаты, после чего на счет страхователя перечисляют возмещение за минусом франшизы.
  2. Страховщик направляет поврежденный транспорт на СТОА. После проведения ремонтных работ сотрудники автосервиса выставляют страховой компании счет. Страховщик перечисляет плату за ремонт за вычетом франшизы. Обязанность по оплате недостающей части средств ложится на страхователя.

Как уже было упомянуто, суть КАСКО заключается в возможности страхования имущества на индивидуальных условиях. При этом страхователю нужно помнить, что его решение сократить объем страховой защиты непременно отразится на выплате. В случае с ОСАГО такие опасения излишни, ведь ни одна компания не вправе изменять предусмотренные законом условия страхования. До недавних пор выбор пострадавших в аварии автовладельцев сводился к возможности обращения либо в компанию виновника происшествия, либо к своему автостраховщику. Правда, последний вариант возможен только если:

  • В аварии приняли участие два транспортных средства.
  • В результате происшествия не был причинен вред жизни и здоровью людей.
  • Нет спора относительно степени виновности участников аварии.
  • Страховая компания виновника дорожной аварии имеет действующую лицензию ОСАГО.

Поправки в закон «Об ОСАГО» 2014 года дали автомобилистам возможность выбирать еще и способ получения компенсации ущерба. Теперь собственник машины волен выбирать между денежной выплатой и ремонтом машины. Да, данное право выбора пока не снискало популярности у российских автолюбителей, но само наличие такой возможности приближает «автогражданку» к уровню сервиса по договорам добровольного автострахования.

Ответственность перед законом

Нынешнее положение обязует всех автолюбителей страховать своё транспортное средство по ОСАГО, иначе наступает административная ответственность:

  1. Штраф за передвижение без полиса обязательного страхования составит 800 рублей. Для систематических нарушителей введены коэффициенты на повышение взыскания, поэтому сумма может доходить до трёхкратной.
  2. Водителям, которые оформили автомобиль по ОСАГО, но на момент остановки инспектором не имеют полиса, выписывается штраф 500 рублей, но дело может ограничиться устным предупреждением. Эту же сумму придётся отдать за управление автомобилем лицом, не вписанным в документ.
Встреча с ДПС
За езду без ОСАГО предусмотрен штраф

Закону известно несколько ситуаций, в которых ОСАГО не требуется:

  • Действует десятидневный срок с момента покупки нового транспортного средства. Именно за этот временной промежуток автовладелец должен оформить обязательное страхование, а пока он имеет право ездить без полиса;
  • Исполнение водителем государственного долга на службе;
  • Управление видом транспорта, который развивает скорость не более 20 км/ч.

Страховка будет дороже

Если есть КАСКО и ОСАГО нужно ли беспокоиться об увеличении стоимости страхования после обращения за выплатой? Относительно КАСКО ответ однозначный: да. Если же страхователь получает выплату по ОСАГО, тариф на будущий год не окажется выше, ведь он оказался пострадавшим в аварии. При этом автовладельцу придется заплатить дороже за полис «автогражданки», если ДТП произошло по его вине.

Предлагаем ознакомиться  Обязательно ли должны быть все выписаны из квартиры при переселени я

При продлении договора добровольного автострахования все обстоит почти также. Основное отличие в том, что размер скидки или повышающего коэффициента определяется на основании тарифов конкретного автостраховщика. В отдельных случаях страховая компания может вовсе отказаться от увеличения стоимости договора, особенно если автовладелец не был виновником аварии.

Какую страховку выбрать?

Сейчас владельцы КАСКО не имеют прав отказываться от обязательного страхования. При отсутствии соответствующего полиса инспектор ГИБДД может наложить крупный штраф и указать на потребность в срочном оформлении ОСАГО. Таким образом, без этого пакета страхования передвижение по стране невозможно. Водителям следует ждать изменений в законах касательно ОСАГО, а пока что оно является принудительным.

Водитель имеет полное право отказываться от КАСКО при оформлении ОСАГО — такую опцию банк рекомендует в своих интересах. Обязательным по условиям сделки КАСКО может быть только при покупке транспортного средства в кредит, когда банк беспокоится за своё имущество. Аналогичная ситуация может случиться при лизинге и аренде автомобиля.

Документы для кредита
При покупке авто в кредит банк может обязать вас оформить КАСКО

Некоторые банки заявляют, что страхование должно происходить в определённой фирме, но это неправомерно. Автолюбитель сам выбирает страховщика.

Вечная путаница

К сожалению, подавляющее большинство российских автовладельцев не знает истинного значения слов «регресс» и «суброгация». Между тем эти термины очень часто встречаются не только в судебной практике, но также в письмах страховщиков к клиентам. У автовладельцев может возникнуть логичный вопрос: когда есть КАСКО и ОСАГО, нужно ли беспокоиться на этот счет? Безусловно. Итак, в чем разница между упомянутыми терминами? Все очень просто – понятие «право регрессного требования» используется в законе «Об ОСАГО», тогда как термин «суброгация» встречается при рассмотрении выплатных дел по КАСКО. Пришло время дать определение каждому из упомянутых понятий.

  • Регресс – это право страховщика требовать возмещения ущерба у своего клиента, если тот спровоцировал аварию и грубо нарушил правила ОСАГО. Если водитель был пьян или скрылся с места аварии, страховая компания все равно оплатит ущерб, причиненный в результате действий автовладельца, но получит право потребовать у него возмещения понесенных расходов.
  • Суброгация – право страховщика, выплатившего возмещение по КАСКО, потребовать у виновника аварии компенсировать причиненный ущерб. Например, если страховая компания оплатила ремонт застрахованного автомобиля, она получает право потребовать у виновника происшествия (или его страховщика) возмещения понесенных расходов.

Проще говоря, страховщик предъявляет регрессное требование к своему собственному клиенту по «автогражданке». Суброгация же предъявляется к виновнику повреждения автомобиля, застрахованного по КАСКО. Причем, страховщик может предъявить данное требование даже к близким родственникам собственника застрахованного транспортного средства. Например, в курьезной ситуации, когда ревнивая жена выместила злобу на машине мужа.

Итоги

Их вышеизложенного следует, что наличие полиса «автогражданки» является обязательным условием эксплуатации транспорта, а вопрос приобретения добровольной автостраховки остается личным делом каждого автовладельца. Конечно, в идеале будет лучше, если есть ОСАГО и КАСКО. Однако некоторым собственникам машин просто не по карману покупка полиса добровольного автострахования.

В любом случае таким автолюбителям не стоит расстраиваться, ведь всегда можно снизить цену договора за счет франшизы, воспользоваться рассрочкой платежа или рассчитать КАСКО на калькуляторе . Кроме того, возможно в будущем существенно вырастут страховые суммы по «автогражданке», что позволит отказаться от отдельных рисков при оформлении добровольной страховки автотранспорта. Так или иначе, время покажет, что будет с КАСКО и ОСАГО в дальнейшем. Возможно, увеличение количества застрахованных автомобилей и повышение уровня безопасности на дорогах положительно отразится на цене моторных видов страхования.