Что называется административным расследованием ДТП?

Определение административного расследования аварии закреплено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24 марта 2005 года. В нормативно-правовом акте говорится, что процедура представляет комплекс процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств правонарушения. Административное расследование ДТП требует значительных затрат времени.

  • проведения экспертизы;
  • выявления потерпевших и свидетелей;
  • опроса лиц, проживающих рядом с местом аварии.

Оказавшись на месте происшествия, сотрудники ГИБДД выясняют, не пострадали ли участники аварии, и могут ли они дать показания. Затем выявляют очевидцев события и выполняют осмотр. Если он не информативен, может потребоваться проведение экспертизы. Иногда картина проясняется сразу после составления протокола. Если обстоятельства происшествия непонятны, применяются дополнительные меры для прояснения картины.

Как определяется вина водителя в ДТП

Серьезное ДТП на дороге

В былые времена у сотрудников автоинспекции были законные полномочия выносить приговоры автомобилистам. Тогда попадающим в аварии водителю выдавали справку о том, что он признан виновником ДТП, а после этого автомобилист сам принимал решение об обращении в суд или в добровольном порядке возмещал нанесенный ущерб.

Позднее в КоАП внесли коррективы, действующие и в 2018 году. Они основываются на том, что определением вины в ДТП занимается суд. На практике изменения не так значительны, как можно представить. Автоинспекторы по-прежнему выписывают справки об аварии, однако о вине водителя они ничего не говорят. Протокол теперь является исключительно документом о нарушении ПДД автомобилистом, а его всегда можно оспорить.

Без протокола не обойтись

Если вы не согласны с установлением степени вины в ДТП, вам следует для начала пересмотреть все материалы дела, по которым вас привлекли к ответственности. Среди основных материалов выделяют:

  • протокол, составленный на ДТП;
  • протоколы осмотров транспортных средств;
  • схема происшествия;
  • акты экспертиз;
  • результат медицинского освидетельствования;
  • справка о ДТП.

Для проведения анализа всех перечисленных материалов на соответствие нормам и требованиям нужно регламентироваться нормативными документами. Наличие нарушений может стать основанием для признания документов недействительными, но сделать это можно только через суд.

Нужно также подать ходатайство на проведение независимой экспертизы. При этом с ответственностью выбирайте организацию, которой можно доверить независимую экспертизу, так как от квалификации и профессионализма эксперта будет зависеть конечны вывод по результатам проведенных исследований. В этом вопросе вам помогут и юридические компании, которые специализируются на правовой защите водителей, попадающих в аварии.

Если у вас есть какие-либо сомнения в обоснованности выдвинутого обвинения и степени вашей вины, это может подтолкнуть вас на оспаривание решения административного протокола. Только таким способом можно избавиться от незаконных притязаний потерпевших и страховщиков по возмещению полученного ущерба.

Виновность в происшествии имеет место тогда, когда водитель проигнорировал требования правил дорожного движения. В серьезных авариях одновременно нарушается сразу несколько разных пунктов ПДД.

Чтобы картина была полной, необходимо установить причинно-следственную связь между несоблюдением нормативных предписаний и наступившими последствиями.

Сказанное применимо вне зависимости от того, какая ответственность дальше ожидает водителя: административная или уголовная. Для назначения наказания существенное значение имеет степень виновности в аварии.

Условия, влияющие на меру вины:

  • состояние водителя, был ли он пьяным или трезвым;
  • действия остальных участников инцидента, включая пешеходов;
  • освещенность участка магистрали, на котором произошла авария, сопутствующие погодные условия;
  • качество дорожного покрытия, правильность нанесения разметки и установки знаков;
  • исправность самого транспортного средства.

Зачастую ответственность за ДТП несут оба водителя. В этом случае речь идет об обоюдной вине. Ее наличие не влияет на административное наказание, но может отразиться на содержании приговора по уголовному делу.

Нередки ситуации, когда из составленных сотрудниками ГИБДД материалов нельзя достоверно установить виновника аварии. Тогда степень вины каждого из водителей в процентах определяет суд, при условии подачи соответствующего иска, одним из участников дорожного происшествия.

Возмещение материального ущерба происходит также в пропорциональном соотношении. К примеру, когда суд распределяет вину автовладельцев как 70 на 30 %, также компенсируется и ущерб, нанесенный транспортным средствам.

Если виновник погибает, выплаты осуществляет его страховая, в случае превышения лимитов, бремя возмещения несут наследники.

Существуют наиболее распространенные причины ДТП по вине водителя. Их можно сформировать в виде такого списка.

Определение виновного дтп

Факторы дорожно-транспортного происшествия:

  1. Отсутствие должных навыков в управлении автомобилем, проявление неосмотрительности, небрежности.
  2. Превышение допустимой скорости, обход дорожных знаков и разметки на асфальте.
  3. Игнорирование сигналов светофоров, указаний регулировщика.
  4. Нахождение под влиянием алкоголя, наркотиков, психотропных веществ.
  5. Выезд в путь на неисправном транспорте.

Следствием аварии могут стать плохое состояние дорожного покрытия или сложные погодные условия.

Здесь вина водителя чаще всего заключается в отсутствие требуемых мер предосторожности. Они подразумевают снижение скорости до минимума, увеличение безопасной дистанции до транспорта, двигающегося впереди.

Нередко возникновению происшествия способствуют действия других водителей. «Подрезание», выезд на встречную полосу, агрессивное поведение само по себе.Тогда сидящие за рулем граждане, уходя от столкновения, сами невольно попадают ДТП.

Адвокат, опыт работы более 1о лет.

Задайте вопрос

В таких ситуациях судебные решения говорят о том, что причастными признаются лица, спровоцировавшие аварию. Установить нарушителей помогают дорожные камеры, показания свидетелей.

С самого начала стоит придерживаться намеченной линии поведения. Кстати, ее может подсказать опытный адвокат, специализирующийся на дорожных происшествиях.

Дополнительно полезно наладить эффективное взаимодействие не только с дознавателем, но и со вторым участником аварии.

А также пригодятся рекомендации, приведенные ниже. Они проверены практикой и помогли многим владельцам авто, попавшим в неприятности.

Основной список конкретных шагов:

  1. Необходимо принять участие в воссоздании всех деталей аварии. Со своей стороны допускается делать снимки с разных ракурсов, давать собственные пояснения, замечания к составленной схеме инцидента. Заранее обращается внимания на имеющиеся противоречия в материалах ДТП.
  2. Наряду с показаниями свидетелей помогут записи внешних камер наблюдения с окрестных офисов, магазинов. Водители проезжающих машин со своей стороны могли заметить важные детали. Найти нужных людей можно с помощью социальных сетей.
  3. Когда одним из виновников ДТП являются коммунальные службы, по чьей халатности дорога пришла в негодность, нужно узнать координаты соответствующей организации. Часто ее наименование указывается в протоколе об административном правонарушении.
  4. При подготовке иска об определении степени вины требуется написать о мотивах собственного поведения на дороге и о том, почему не представилось возможным предотвратить аварию в сложившихся условиях.
  5. Нужно воспользоваться своим правом на проведение экспертиз. Чем объемнее заключение специалиста по своему содержанию, тем выше шансы благоприятно решить проблему.

Когда происшествие случилось по обоюдной вине, компенсация затрат на ремонт автомобиля происходит обычно за счет выплат по ОСАГО. По действующим правилам приоритет отдается ремонту на согласованной со страховщиком станции технического обслуживания. Не стоит забывать о возможности возместить ущерб по КАСКО, при его наличии.

При отсутствии страховых полисов или вписанных данных о водителях в них, вред приходится возмещать из собственного кармана. И здесь идеальным вариантом станут взаимные договоренности со второй стороной. В них прописываются не только согласованные суммы, но и порядок их уплаты.

К процедуре определения истинного виновника ДТП требуется подойти скрупулезно. От этого зависит оперативность восстановления транспорта и возмещения вреда.

Если выполняется разбор ДТП в ГИБДД, работа ведется в несколько этапов:

  1. Сотрудники сформированной группы изучают документы об аварии. Процедура проводится без участия лиц, оказавшихся в происшествии.
  2. Водителей оповестят о дате и месте прохождения процедуры. Лица обязаны посетить ГИБДД в установленный срок.
  3. В назначенное время участников аварии пригласят в ГИБДД. Здесь им предоставят возможность еще раз описать особенности сложившейся ситуации. Автомобилисты могут предъявить доказательства своей правоты. В их качестве рассматриваются свидетельские показания, результаты фото и видеосъемки. Допустимо выдвижение требований о проведении экспертизы. Просьба оформляется в виде ходатайства. Ответ на него группа разбора должна дать незамедлительно. Бумага оформляется в письменном виде.
  4. Если назначена экспертиза, участники происшествия обязаны дождаться её результата. Затем будет установлен виновник аварии.
  5. Оформляется постановление.

Водители могут посетить группу разбора совместно или по одному. Первый вариант больше походит на очную ставку. Однако нарушение законодательства при этом не возникает. Иногда так проще докопаться до истины.

Определение выносится сразу после того, как становится известным о совершении правонарушения и присутствии потребности в проведении административного расследования ДТП. Это значит, что соответствующую бумагу подготовят непосредственно на месте аварии в процессе оформления документов. Участникам авария объясняются их права и обязанности.

Бумага должна быть составлена правильно. На лицевой стороне определения по административному расследованию ДТП отражаются:

  • дата и время составления бумаги;
  • сведения о сотруднике, подготовившем документ;
  • причина возбуждения дела;
  • информация, доказывающая присутствие правонарушения;
  • статья, по которой вменяется наказание.

На обратной стороне приводится текст нормативно-правовых актов, которые регламентируют права и обязанности участников происшествия.

Когда назначается административное расследование ДТП?

Определение виновного дтп

В действующем законодательстве отсутствует точное указание ситуаций, в которых необходимо проводить административное расследование аварии. Обычно оно выполняется в следующих ситуациях:

  • причинён вред здоровью одному из участников дорожно-транспортного происшествия;
  • виновник аварии покинул место ДТП;
  • водители не могут прийти к единому мнению о причинах случившегося.

Порядок проведения административного расследования зависит от типа происшествия. По факту небольшой аварии сотрудник ГИБДД на месте подготовит протокол о правонарушении и привлечет виновника к административной ответственности. Если возникла спорная ситуация, нередко проводят экспертизу. Обычно сторонних специалистов привлекают, если имуществу нанесены сильные повреждения.

Если присутствуют пострадавшие среди пассажиров или пешеходов, на место аварии прибудет судмедэксперт. Его вызовет сотрудник ГИБДД. Специалист осмотрит пострадавших и выявит степень нанесения вреда. От его степени зависит порядок дальнейшего расследования. Если нанесены легкие и средние повреждения, виновника происшествия привлекут к административной ответственности. Тяжкие травмы или гибель человека чреваты уголовной ответственностью. Вынесенное решение можно обжаловать. На это дают 10 дней.

Если имеют место быть потерпевшие с тяжелыми телесными повреждениями или погибшие, расследование проводится в соответствии с нормами УК РФ. Оно не признается административным. Наказание устанавливает ст. 264 УК РФ.

Предлагаем ознакомиться  Как снять машину с учета ГИБДД для утилизации в 2020 году

Если авария несерьёзная, процедуру регламентирует КоАП РФ. Применяются административные меры. Нормативно-правовые акты определяют правила проведения мероприятия в зависимости от особенностей произошедшего. Наказание вменят по ст. 12.24 КоАП РФ.

Однако не всегда нанесение травм средней степени тяжести предполагает привлечение к административной ответственности. Во внимание принимают сопутствующие обстоятельства. Лицу вменят наказание в соответствии с нормами УК РФ, если имели место быть следующие факторы:

  • управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • одновременный наезд на нескольких пешеходов;
  • езда за рулем без прав.

Когда присутствуют смягчающие обстоятельства, лицо привлекут к административной ответственности. Так, если человек избежал более серьезной аварии или ранее не нарушал ПДД, наказание будет менее суровым.

Административное расследование ДТП не выполняется, если использован европротокол. Его применяют в соответствии с положениями статьи 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года “Об ОСАГО”. Использование европротокола допустимо, если выполняются следующие условия:

  • в результате ДТП нанесен вред только транспортным средствам;
  • в дорожном происшествии приняло участие только 2 транспортных средства;
  • гражданская ответственность владельцев автомобилей застрахована в соответствии с ФЗ №40 “Об ОСАГО”;
  • обстоятельства причинения вреда, характер, перечень видимых повреждений не вызывают разногласия за исключением ситуаций, когда размер ущерба не превышает 100000 руб;
  • информация о произошедшем зафиксирована в бланке европротокола, который заполнен водителями.

Установление виновника ДТП в гражданском судопроизводстве

В большинстве случаев автомобильная авария является неблагоприятным стечением нескольких обстоятельств. Но в любом случае, ни одно ДТП не происходит само по себе – всегда имеется некое лицо, чьи действия, либо же недопустимое бездействие привели к столкновению. По итогам любого дорожно-транспортного происшествия сотрудниками ДПС или страховыми комиссарами производится расследование причин и установление виновника ДТП. Это необходимо для урегулирования вопросов, связанных с компенсацией ущерба, нанесённого в результате автоаварии.

Ещё сравнительно недавно вся тяжесть возмещения причинённых убытков ложилась на плечи гражданина, признанного виноватым в аварии. С принятием закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, выплаты пострадавшей стороне производит страховая компания, клиентом которой является водитель-нарушитель.

Дело в том, что согласно действующему закону об ОСАГО, возмещать ущерб обязана именно та фирма-страховщик, клиент которой стал причиной произошедшей аварии. Если у водителя, виновного в происшествии, не оказалось действующего полиса «автогражданки», то компенсировать все убытки противоположной стороны ему придётся из собственных средств. Законодательными нормативами устанавливается лимит выплат, производимых страховщиком в качестве компенсации:

  • 400 тысяч рублей в случае причинения ущерба чужой собственности.
  • 500 тысяч рублей – при нанесении вреда здоровью посторонних граждан.

Если расходы на ремонт или лечение пострадавшего превышают указанный потолок платежей, остальная сумма возмещается непосредственно лицом, признанным виноватым в происшествии.

Кроме этого, зачастую к виновному в происшествии лицу применяются и различные меры наказания, прописанные в гражданском, административном и уголовном сводах законов. Происходит это, если ДТП стало причиной нарушения требований ПДД. Спектр наказаний в данном случае выглядит таким образом:

  • Выплата штрафа.
  • Лишение права управлять автотранспортом на определённое время.
  • Принудительные работы.
  • Административный арест.
  • Условное или реальное лишение свободы.

Вся процедура определения виновного в аварии лица прописана в нормативно-правовой документации. До 2002 года выносить решение о виновности того или иного водителя в произошедшем могли непосредственно сотрудники ГИБДД после проведения подробного разбирательства. По результатам расследования определялся нарушитель, и ему на руки выдавался «вердикт» автоинспекторов, в котором он официально закреплялся в качестве виноватого. После этого у водителя оставалось два варианта действий:

  1. Приступать к возмещению убытков потерпевшей стороне.
  2. Обжаловать данное постановление дорожных инспекторов в судебной инстанции.

В связи с большим количеством апелляционных жалоб на решения сотрудников автоинспекции, а также для предотвращения коррупционных схем и перекрытия источников для взяток, в 2002 году сотрудников ГИБДД лишили права самостоятельно определять виноватых в ДТП. Согласно обновлённой редакции административного законодательства, ныне это может сделать исключительно суд, основываясь на представленной доказательной базе.

Тем не менее, мнение сотрудников автоинспекции относительно обстоятельств произошедшего, оказывает весьма значительное влияние на окончательное решение судьи. Впрочем, это неудивительно – в обязанности именно инспекторов ГИБДД вменяется производиться все необходимые следственные действия по разбору причин автопроисшествия.

Согласно положениям КоАПРФ, сотрудники автодорожной инспекции составляют протокол (справку о ДТП) относительно произошедшей аварии. В нём указываются установленные в ходе разбирательства факты, повлекшие ДТП, но не обозначается конкретное виновное лицо.

Вся производимая процедура по выявлению виноватого в автомобильном происшествии поэтапно выглядит так:

  • Инспектора ГБДД создают рабочую группу для установления причин ДТП. По результатам её работы выявляют гражданина, нарушившего дорожные правила.
  • Нарушителю ПДД выписывается штраф. Но следует учитывать, что не всегда нарушитель ПДД является лицом, виновным в аварии. Нарушение могло произойти в результате независящей от него причине: неудовлетворительное состояние дорожного полотна, аварийной дорожной ситуации.
  • Все участники автотранспортного происшествия получают на руки справки о ДТП.
  • Если по результатам проверки, произведённой инспекторами, виноватое лицо не будет установлено, то в соответствии с положениями статьи №24-5 административного законодательства расследование закрывают. При этом никто не признаётся виноватым, и никому не выписывают штрафов.

Водитель, установленный как виновное лицо в совершённой автоаварии, имеет право оспорить данное решение, подав апелляционный иск в вышестоящий суд. Также он может опротестовать в суде и факты, представленные в составленном работниками автоинспекции протоколе. В последнем случае к полномочиям судьи по установлению виновника ДТП, прибавляется обязанность по разбору самого факта правонарушения. Для обращения в судебные органы заявителю потребуется представить в судебную канцелярию следующий пакет документов:

  • Исковое заявление об установлении виновника ДТП.
  • Протокол, выданный водителю инспекторами ГИБДД.
  • Размер ущерба, установленные на основании автоэкспертизы.
  • Доказательная база невиновности заявителя в случившейся автоаварии.

В качестве доказательства вашей невиновности следует использовать все возможные факты. Чем их больше будет представлено вниманию судьи, тем лучше для вас. К доказательной базе следует отнести:

  • Запись происшествия с видеорегистратора. Ещё недавно видеосъёмка считалась вторичным доказательством, и зачастую вообще не принималась судом к рассмотрению, но с прошлого года запись, сделанная видеорегистратором, официально признаётся в качестве одного из важнейших аргументов.
  • Свидетельские показания. Сразу же после аварии, запишите контактные данные всех граждан, ставших свидетелями ДТП – пешеходов, водителей, пассажиров. Даже если у вас в автомобиле установлен собственный регистратор, съёмка с другого автомобиля, сделанная с другого ракурса, поможет объективнее разобраться в особенностях дорожной ситуации в момент происшествия. Показания и данные свидетелей нужно будет внести в протокол вместе с вашими объяснениями произошедшего.
  • Съёмку места происшествия. До прибытия сотрудников автодорожной инспекции следует произвести фото- видеосъёмку места аварии с различных ракурсов. Сделать это нужно так, чтобы на отснятых кадрах было видно место происшествия, участвовавшие в ДТП машины с регистрационными знаками. При съёмке следует особое внимание уделить размеру тормозного пути каждого авто и его траектории, видимым снаружи повреждениям, на кадрах выставить дату проведения съёмки.
  • Если причиной аварии стали неблагоприятные природные условия, следует взять справку из регионального метеоцентра, подтверждающую ваши слова. Так, если причиной ДТП стал гололёд или снежные заносы, то все претензии по возмещению ущерба следует адресовать дорожно-коммунальным службам. Им же следует предъявить претензии, если столкновение произошло по причине плохого состояния автодорожного полотна.

Одним из наиболее действенных способов доказать свою невиновность является проведение независимой автоэкспертизы. Заказать её может как сам гражданин, обвинённый в нарушении ПДД, так и назначить суд для прояснения всех обстоятельств автоаварии. Одновременно с этим суд вправе назначить медицинское освидетельствование участников аварии на предмет употребления ими алкогольных напитков или наркотических веществ. Автоэкспертиза бывает нескольких видов:

  • Техническая – производится для определения технического состояния автотранспорта, а также порядка действий водителя в экстренной ситуации.
  • Трассологическая – определяет траектории движения и скорость авто в момент происшествия.
  • Товароведческая – устанавливает явные и скрытые повреждения, полученные машинами в ходе столкновения, позволяет оценить сумму нанесённого материального вреда.
  • Комплексная – включает все или некоторые из перечисленных выше исследований.

Порядок проведения комплексной экспертизы выглядит следующим образом:

  • Эксперт проводит обследование места происшествия, все существенные детали, которые могут в дальнейшем послужить доказательной базой, фиксируются в протокол и на видеокамеру.
  • Специалистами исследуется повреждённое авто. Определяются все внешние и внутренние и внешние повреждения, устанавливается, при каких условиях они могли быть получены (положение автомобилей во время удара, их скорость).
  • Оценивается причинённый в ходе аварии материальный ущерб с учётом цены запчастей и ремонтных работ.
  • По итогам проведённой экспертизы заказчику выдаётся отчёт с выводами экспертной комиссии. Документ закрепляется подписями всех участвовавших в обследовании специалистов, после чего он приобретает юридически-правовую силу.

Опираясь на все перечисленные аргументы, судья принимает постановление о признании или непризнании конкретного человека виновником совершённой автомобильной аварии. Если противоположное лицо несогласно с выводами экспертов, он вправе потребовать от судьи назначить повторную автоэкспертизу, либо самостоятельно заказать её проведение.

Нормативная база

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

  1. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24 марта 2005 года о некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ – содержит определение административного расследования, определяет перечень действий в ситуациях, когда процедура не проводилась.
  2. Статья 28.7  КоАП РФ. Определяет правила проведения процедуры, сроки выполнения действия, особенности завершения расследования.
  3. Статья 28.3 КоАП РФ – определяет перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
  4. ПДД РФ – определяет правила передвижения по дорогам в России.
  5. Пункты 266 – 290 административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ №664 от 23 августа 2017 года – определяет порядок выезда на место дорожного происшествия сотрудников ГИБДД.

Кто проводит административное расследование аварии?

Решение о проведении административного расследования ДТП принимает лицо, имеющее право составлять протокол (статья 28.7 КоАП РФ). Обычно это сотрудник ГИБДД. Решение принимается, когда определить обстоятельства произошедшего не удаётся. В этой ситуации протокол направляется в группу разбора ДТП. В тексте документа отражается примерный нарушитель.

Предлагаем ознакомиться  Унифицированная форма МХ 1: скачать бланк, образец заполнения унифицированной формы МХ 1, акт приема-передачи ТМЦ на хранение

Инспектор действует в соответствии с нормами пункта 269 административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ №664 от 23 августа 2017 года. При этом участникам ДТП выдаётся на руки предписание о необходимости посещения группы административной практики. Она располагается в подразделении Госавтоинспекции. Бумаги отражают точное время и день, в который пройдёт разбор ДТП в ГИБДД.

Группа административной практики представляет собой специальное образование, которое находится в районном подразделении ГИБДД. Структура занимается детальным исследованием ДТП. Основными целями создания группы выступают:

  • объективный анализ всех обстоятельств, которые привели к аварии;
  • установление причин случившегося;
  • определение виновности того или иного человека.

К административному разбирательству могут быть привлечены иные лица. Дознаватель вступает в дело после ДТП, если инспектор не выявил виновного. Сотрудник выясняет обстоятельства, вызовет участников происшествия, свидетелей, обсудит с ними обстоятельства произошедшего, учтет представленные доказательства и назначит экспертизу, если это необходимо. Дознаватель входит в состав группы разбора. Он может закрыть дело, определить виновного, или передать документы в суд.

Следователь вступает в работу, если в ДТП нанесен серьёзный вред здоровью, или погибли люди. Дело переквалифицируется из разряда административного в уголовное. Специалист может:

  • выехать на место происшествия для осмотра и изъятия вещественных доказательств;
  • оформить результаты процедуры;
  • предъявить версию произошедшего;
  • провести допрос, назначить экспертизу, следственный эксперимент или очную ставку;
  • составить обвинительное заключение и отправить дело в суд.

Многолетняя практика выработала не только алгоритм установления виновника аварии, но и верную тактику поведения всех ее участников.

Для чего необходимо установление виновника ДТП

Некоторые предписания прямо закреплены в правилах дорожного движения, а также в КоАП РФ.

К примеру, порядок действий на случай дорожного происшествия регламентирован в п.п. 2.5, 2.6, 2.6.1. В свою очередь процедура производства по делам об административных правонарушений, права их участников, иные важные положения содержатся в Главах 24-26, 28 Раздела IV КоАП.

Большую роль при выяснении истины играет собранная доказательная база во всей своей совокупности. Именно на ее основании принимается решение о привлечении гражданина к административной либо уголовной ответственности.

Примерный перечень доказательств;

  • письменные источники;
  • фотографии;
  • объяснения участников ДТП, свидетелей, сотрудников ГИБДД;
  • вещественные доказательства в виде осколков стекла или кусочков краски;
  • результаты экспертиз, освидетельствования лица.

В расчет также берутся показания специальных технических средств. Речь идет о радарах скорости и приборах, определяющих уровень алкоголя в крови водителя.

Теперь самое время перейти к процедуре определения виновника.

На месте ДТП

Во многих случаях виновник автоаварии становится понятен сразу. Большинство нарушений правил дорожного движения имеют очевидный характер и не требуют дополнительных способов доказывания.

В составляемый протокол вносятся обстоятельства инцидента со ссылкой на те нормы ПДД, которые не были соблюдены. О многом расскажет и схема ДТП.

Типичные проступки автолюбителей:

  • проезд на красный свет;
  • очевидное превышение скорости;
  • несоблюдение правил пересечения перекрестков;
  • выезд на встречную полосу движения.

В случае, когда сидящий за рулем был нетрезв, это тоже относится к несоблюдению правил дорожного движения (ст.12.8.1 КоАП РФ). Первоначально количество алкоголя в крови гражданина определяется сотрудником ДПС с помощью специального прибора – алкотестера. Дальше, как правило, следует медицинское освидетельствование.

Каждый из участников происшествия вправе написать к протоколу собственные пояснения. Их содержание принимается во внимание при вынесении постановления о назначении штрафа и/или определении срока лишения водительского удостоверения.

По факту дорожно-транспортного происшествия возбуждается административное производство. Исходными документами в рамках него является схема, составляемая на месте аварии, пояснения участников и свидетелей.

В свою очередь, между оформлением материалов дела и принятием постановления о привлечении виновника к административной ответственности проходит определенный период времени – 2 месяца.

За этот отрезок водитель не должен сидеть, сложа руки для того, чтобы подтвердить собственную правоту.

Основные права владельца машины:

  • возможность знакомится с материалами административного производства;
  • предоставление дополнительных пояснений, письменных доказательств;
  • право прибегнуть к правовой помощи со стороны юриста, адвоката.

Кроме этого, участник ДТП может настаивать на проведении дополнительных экспертиз. Они, на основании ч. 2 ст. 27 КоАП РФ проводятся за счет бюджетных средств. С кругом вопросов, которые нужно поставить эксперту, определяются заранее.

Логическим итогом ДТП становится постановление дознавателя ГИБДД о привлечении одного или обоих водителей к административной ответственности в форме штрафа. Его допускается оспорить. С этой целью лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе подать жалобу вышестоящему руководству или в районный суд.

Протокол об административном правонарушении по законодательству оспорить нельзя. Требуется дождаться постановления о назначении штрафа.

Многие выбирают второй путь в надежде большую объективность. Как бы там ни было, необходимо все успеть сделать в десятидневный срок с момента получения постановления. Иначе, придется писать ходатайство о восстановлении упущенного времени, обосновывая причины допущенной задержки.

Обжалование постановления может иметь место последовательно в нескольких судебных инстанциях. Многие водители в поисках справедливости доходят и до Верховного Суда РФ.

Кстати, обжалуется постановление не только о применении денежных санкций, но и об отказе привлекать гражданина к административной ответственности. Здесь действует то же правило 10 дней. В жалобе требуется по пунктам описать процессуальные нарушения, допущенные со стороны сотрудника ГИБДД.

В случае, когда в возбуждении административного производства отказал мировой судья, его определение может быть пересмотрено. С этой целью пишется жалоба в районный суд по месту расположения участка мирового судьи.

В гражданском суде

Рассмотрение дела имеет свою специфику. Предъявляется иск ко второй стороне не только о взыскании ущерба, но и об окончательном определении виновника дорожного происшествия.

Необходимо будет внести госпошлину, которая состоит из двух частей. Определение виновника рассматривается как неимущественное требование и оплачивается в размере 300 рублей.

Касаемо возмещения материального ущерба, пошлина исчисляется в процентах от выдвигаемых требований. За основу берется п.1 ст. 333.19 НК РФ. Там определен размер платежа с привязкой к цене иска.

Полезно привлечь к участию в деле страховую компанию в качестве третьего лица. Когда суд выяснит, что страховое возмещение предоставлено пострадавшим не в полном объеме, взыскивается недостающая сумма, но в пределах, действующих по ОСАГО, лимитов.

Как помочь в установлении виновника ДТП

Вы имеете право поучаствовать в установлении судом вины в ДТП, доказав свою невиновность или переложив вину на другого участника дорожно-транспортного происшествия. Для смягчения для себя негативных последствий или доказательства своей невиновности необходимо вести себя соответствующим образом. Вообще на сайте есть подробный материал, в котором рассказаны правила поведения после аварии с пострадавшими, а сейчас рассмотрим общие значимые моменты:

  1. Никогда не покидайте место аварии до приезда автоинспекции, иначе это могут расценить, как попытку избежать ответственности, а вас признают виновным. При этом вы утратите возможность собрать на месте доказательства и найти свидетелей.
  2. Закон позволяет уезжать с места аварии лишь в том случае, когда необходимо срочно оказать помощь пострадавшим. Сразу после их доставки в больницу нужно в срочном порядке вернуться на место ДТП.
  3. До прибытия ГИБДД необходимо записать нескольких очевидцев, попросив у них номера и ФИО. Заручитесь их согласием дать показания, если в этом возникнет необходимость – это может сильно вам помочь в будущем. Эти сведения должны быть отражены в протоколе в разделе объяснения. Обычно свидетели не дожидаются прибытия автоинспекции и расходятся, поэтому не упустите момент узнать их контакты для связи.
  4. Когда приедет ГИБДД, дайте показания по происшествию и объясните личную точку зрения. Важно ознакомиться со схемой аварии и содержанием составляемого протокола. Если имеются какие-либо возражения, обоснованно изложите их в пункте с особым мнением документа. Укажите на наличие фото- или видеоматериалов, если они у вас имеются, а также напомните о свидетелях.

Что делать при ДТП

До приезда полицейских обязательно сделайте видеосъемку на телефон и пофотографируйте место происшествия с разных ракурсов. По этим материалам должно быть возможно определение следующих факторов и обстоятельств:

  • дата, время и место происшествия;
  • автомобили участников с хорошо читаемыми номерными знаками;
  • длина тормозного пути;
  • размеры и виды повреждений автомобилей;
  • осколки и фрагменты ТС, разбросанные по дороге;
  • дорожная обстановка в целом и погодные условия.

Порядок рассмотрения ДТП

Установление виновника ДТП

Рассмотрение ДТП выполняется по следующей схеме:

  1. Инспектор выезжает на место аварии, фиксирует произошедшее, опрашивает участников происшествия. Все действия выполняются в рамках пунктов 266 — 290 административного регламента, утверждённого приказом МВД РФ №664 от 23 августа 2017 года.
  2. Бумаги передаются в группу разбора ГИБДД. Действие выполняется в соответствии с пунктом 269 административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ №664 от 23 августа 2017 года. Лица, входящие в группу, проанализируют документацию, составленную сотрудниками ДПС, изучив схему происшествия, разъяснения, предоставленные водителями, акты медосвидетельствования и прочее.
  3. Участников аварии пригласят для дачи показаний. Действие производится, если определить виновника происшествия на месте не удаётся.
  4. Назначается экспертиза, которая позволяет получить ответы на возникающие в ходе расследования вопросы. Этап присутствует не всегда.
  5. Итоги разбирательства оформляются в виде постановления.

Участники ДТП могут дополнять данные объяснения, задавать вопросы, настаивать на привлечении к разбирательству экспертов, записывать происходящее. Если лицо не согласно с вынесенным постановлением, документ можно обжаловать. Процедуру регламентирует глава 30 КоАП РФ. Подготовить жалобу и передать её в уполномоченный орган необходимо в течение 10 суток (пункт 1 статьи 30.3 КоАП РФ).

Можно ли получить страховку, если виновник ДТП не установлен

Даже когда вина участников ДТП не установлена, все равно существует возможность рассчитывать на страховое возмещение.

В силу предписаний ст. 12 ФЗ об ОСАГО в том случае, когда степень вины участников происшествия не определена, считается, что они несут ответственность за причиненный вред в равных частях. Аналогичное указание содержится и в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда № 2 от 29.01.2015 г.

Следовательно, можно обращаться в свою страховую компанию за получением компенсации по ОСАГО. Правда, она будет вдвое меньше ожидаемой суммы.

Дополнительно приводится пример из судебной практики, имеющий прямое отношение к теме статьи.

Осенью 2015 года имело место ДТП с участием двух автомобилей. Пострадавшая сторона подала документы на получение возмещения своему страховщику.

Определение виновного дтп

В ответ был получен отказ, мотивированный тем, что виновником происшествия был именно автор обращения.

Между тем, вина водителя доказана не была. Поэтому он обратился в суд не только с иском о получении основной суммы, но и взыскании предусмотренных законодательством об ОСАГО и защиты прав потребителей штрафных санкций и морального вреда.

Первая и апелляционная инстанция с иском согласились лишь частично, взыскав только основную сумму страховки. Отказав по остальным требованиям, суды отметили, что нельзя привлекать страховую компанию к ответственности за просрочку выплаты возмещения, поскольку вина участников столкновения была установлена судебным решением позднее.

Предлагаем ознакомиться  Анализ стилей управления руководителя

Автомобилист с таким положением вещей не согласился и обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ. И коллегия судей поддержала доводы, изложенные в обращении.

В определении от 19.12.2017 г. по делу № 9-КГ17-16 отмечено, что страховщик освобождается от ответственности только в том случае, если выплаты были произведены участникам ДТП в равных частях при обоюдной вине.

В рамках данного дела этот факт не был установлен. В итоге спор направили на повторное рассмотрение в апелляцию.

  • ОСАГО является обязательным страховым полисом, который должен быть у каждого автовладельца. Так люди страхуют свою ответственность за вероятное причинение ущерба другим участникам движения. При авариях причиняемый ущерб пострадавшим компенсирует страховая компания, у которой у виновника аварии заключен договорю
  • КАСКО – это добровольное страхование автомобиля от хищения, повреждений и порчи. При ДТП за все механические повреждения транспортного средства владелец получает компенсацию от страховой компании, с которой был заключен договор. Не важно, виновен он в аварии или нет.

Однако вы имеете право побороться в такой ситуации, поэтому не спешите отказываться от законных гражданских прав получить возмещение. Обращайтесь в суд с исковым заявлением и ходатайством о дополнительной судебной экспертизе, в ходе которой будет определен виновник ДТП. Суд назначит техническую экспертизу с учетом обстоятельств, которая включает целый спектр процедур:

  • Автодорожная экспертиза, призванная определить состояние дорожного полотна, способного привести к ДТП.
  • Трасологическая экспертиза для определения причины и виновника по следам на дороге и повреждениям автомобиля.
  • Автотовароведческая экспертиза, определяющая реальный размер и сумму нанесенного ущерба в результате ДТП.

Пострадавшие имеют право получить страховку или восстановить поврежденную машину бесплатно, если есть полис КАСКО, независимо от наличия/отсутствия виновной стороны. Главное, чтобы причина аварии попадала под страховые случаи, детально оговоренные в договоре.

Процесс административного расследования ДТП

На практике может быть проблематично установить все обстоятельства аварии. В этом случае проводится административное расследование ЛТП. Работа ведется по следующей схеме:

  1. Инспектор прибывает на место аварии, осматривает его и транспортные средства, участвовавшие в ДТП.
  2. Оформляется определение об административном расследовании.
  3. Назначается группа разбора. Ей передают все материалы по делу. Если оба водителя считают себя потерпевшими, к процедуре привлекается дознаватель.
  4. Изучаются все обстоятельства аварии. Водителей приглашают в ГИБДД для дачи показаний, проводятся независимые экспертизы.
  5. Учитываются представленные доказательства, показания свидетелей, итоги экспертиз.
  6. Если причинен телесный вред, представители группы разбора могут запросить информацию в медицинском учреждении, оказывавшем помощь потерпевшему. Иногда инициируют экспертизы. Заключение о телесных повреждениях является предварительным и используется только для определения статьи КоАП РФ, по которой будут предъявлены обвинения.
  7. Выносится итоговое постановление. Виновник происшествия должен исполнить предписание документа или обжаловать вынесенное решение административного расследования ДТП.

Когда в авариях погибли люди, или нанесен тяжёлый ущерб здоровью, расследование дела усложняется. Заводится уголовное расследование и процедура выполняется по следующей схеме:

  1. Инспектор ГИБДД прибывает на место дорожно-транспортного происшествия. Узнав о присутствии погибших или тяжело пострадавших, лицо вызывает скорую помощь, если действие ещё не было выполнено ранее, пожарных, если потребность в их услугах присутствует, и следственную группу. Дело рассматривается как уголовное.
  2. Криминалист и следователь, входящие в состав группы, осматривают место аварии. Учитываются все нюансы произошедшего.
  3. Следователь открывает уголовное дело и проводит расследования. В рамках разбирательства допрашивают участников и свидетелей произошедшего, назначаются экспертизы. По поручению следователя работает дознаватель.
  4. Когда удается выявить виновника аварии, дело передают в суд.

Административное расследование ДТП без пострадавших

Если нанесён лишь имущественный урон, изучение аварии происходит несколько по-другому, чем в ситуациях, когда имеются пострадавшие. Однако такие происшествия порой не менее запутанные и требуют административного расследования.

Если оба водителя отказываются признавать вину, инспектор выносит определение об административном расследовании ДТП. Изначально сотрудник ГИБДД сам проводит ряд мероприятий. В первую очередь он выполняет осмотр места происшествия. Изучение происходит с той точки, где присутствуют следы от ДТП, или с участка, по которому двигались транспортные средства.

Во внимание принимаются:

  • особенности местности;
  • присутствующие предметы, бордюры, знаки и деревья;
  • состояние дорожного покрытия.

Обязательно опрашивают свидетелей. У них узнают местоположение машин и препятствий на пути до того, как произошла авария. Дополнительно свидетелей попросят сообщить реакцию участников ДТП на обострение ситуации на дороге и описать места автомобилей после аварии. Все следы, касающиеся происшествия, анализируются.

Детальному осмотру подлежит транспорт участников происшествия. Специалист установит, какие части машин первыми получили дефекты. Информация, выявленная в результате осмотра, вносится в протокол. Затем составляется схема происшествия. Во время процедуры используются условные обозначения всех деталей и привязка к местности.

В ходе административного расследования ДТП опрашивают и самих участников аварии. Причём показания могут быть взяты не только на месте происшествия, но и в момент прибытия в отдел ГИБДД. Каждый водитель самостоятельно пишет объяснение. Сотрудники ГИБДД в это время заполняют протокол. На основании совокупной информации выявляется виновник. Сведения о нём отражаются в документе.

Когда протокол заполнен, оба участника аварии расписываются на бумаге, если согласны с присутствующей в ней информацией. Лицо имеет право отказаться от выполнения действия. В этом случае в протоколе проставляется соответствующая отметка. Участникам ДТП предоставляют копию бумаги. Затем виновнику придёт постановление об уплате штрафа или повестка в суд, где пройдет слушание дела об административном правонарушении.

Если в аварии пострадали люди, учитывается характер повреждений. Административное расследование проводится только если получены легкие и средние травмы. Представители группы разбора запрашивают информацию о пострадавшем в медицинском учреждении, в которое он поступил. На основании полученных данных оформляется предварительное заключение. Оно используется для определения статьи КоАП РФ, обвинения по которой будут предъявлены нарушителю.

Если выяснится, что пострадавший получил тяжелые травмы или погиб, дело переквалифицируют в уголовное разбирательство. Процесс будут вести следственные органы. Расследование существенно усложняется.

Уголовное расследование ДТП будет состоять из большего количества этапов:

  1. Осмотр места аварии. Производится по той же схеме, которая отражена выше. Однако дополнительно исследуется одежда пострадавших, учитывается присутствие пятен крови. Если в аварии погибли люди, осматриваются тела, изучается их поза, одежда, характер дефектов, повреждений кожи и органов. Учитывается положение трупа относительно других элементов на месте аварии. Если обнаружена травма, не характерная для данного типа ДТП, будут выяснены причины их появления.
  2. Проводится следственный эксперимент. Он предполагает восстановление условий, в которых произошла авария. Эксперимент позволяет понять, что видели и слышали участники в критический момент, а также определяет влияние внешних факторов. Следственный эксперимент необходим для восстановления возможностей попадания в ДТП при тех обстоятельствах, что были названы. Эксперимент проводят на огороженном участке. Это позволяет снизить риск попадания в зону посторонних объектов или людей.
  3. Проведение экспертизы. К исследованию могут быть привлечены разные специалисты, если тот или иной метод не позволил получить ответа на вопросы. Эксперты определяют направление движения автомобилей, выявляют тип ДТП и обстоятельства произошедшего. Специалисты имеют доступ к материалам дела и документации. Эксперт изучает транспортные средства, их отдельные детали и агрегаты. Если присутствуют пострадавшие, дополнительно выполняется судебно-медицинская экспертиза аварии. Она позволяет определить положение тел до аварии, траекторию движения в момент ДТП. Медик выяснит особенности состояния водителя, которые могли спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Примером выступают проблемы со зрением или сниженный слух.
  4. Выполненные мероприятия позволяют восстановить целостную картину аварии, выявить влияние внешних условий, личностных особенностей участников происшествия. Иногда даже таких мер бывает недостаточно. Так, если виновник скрылся с места аварии, происходит его розыск вместе с автомобилем.

Следователь обращает внимание на все несоответствия показаний, откровенную ложь и подтасовку фактов, а также безосновательное сваливание вины на погибшего.

Сроки проведения административного расследования ДТП

Срок административного расследования ДТП регламентирует пункт 5 статьи 28.7 КоАП РФ. По общему правилу период составляет 1 месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В некоторых случаях допустимо продление срока по письменному ходатайству должностного лица. Допустимо смещение периода ещё на один месяц.

Если присутствуют пострадавшие с тяжелыми увечьями, или в аварии погибли люди, рассмотрение производится в рамках уголовного дела. Сроки расследования меняются. В стандартном случае период составляет 2 месяца. Он исчисляется с момента открытия дела. Период может быть продлен до 3 месяцев вышестоящим руководством. Если дело особо сложное, расследование может вестись в срок до года. Соответствующие правила регламентирует статья 162 УК РФ.

Независимая автоэкспертиза как способ установления виновника ДТП

Административное расследование дорожно-транспортного происшествия может потребовать проведения ряда экспертиз. Инициатором осуществления могут стать участники происшествия или лица, входящие в состав группы, занимающейся выяснением обстоятельств произошедшего. Оплату берёт на себя участник дела, направляющий ходатайство о проведении экспертизы.

Также он может указать в документе, что денежные средства должна будет внести та сторона, которая проиграет дело и будет признана виновной. Экспертиза, назначаемая по инициативе группы, занимающейся расследованием произошедшего, оплачивается в равных частях. В последующем лицо, которое будет признано невиновным, может в судебном порядке истребовать затраченные денежные средства.

Цена экспертизы зависит от срочности и сложности произошедшего. Стоимость начинается от 5000 руб и может превышать 25000 руб. Экспертиза может быть выполнена бесплатно, если задействованы государственные специалисты. Однако обычно они очень сильно загружены. Поэтому лицо заранее должно быть готово к тому, что ему придется оплачивать проведение экспертизы.

С какими проблемами можно столкнуться?

Работа группы разбора административного расследования связана с изучением доказательств вины того или иного водителя. Разбирательство упростится, если на одном из автомобилей присутствовал видеорегистратор. Он позволяет определить истинную причину инцидента и понять поведение водителей в момент столкновения.

Не всегда представитель Госавтоинспекции, прибывший на место события, опрашивает свидетелей. Однако их показания имеют важное значение. Поэтому рекомендуется контролировать выполнение административного расследования ДТП самостоятельно.

Гражданин может попытаться продлить время, установленное для обжалования решения разбора ГИБДД. Однако на практике выполнить манипуляция сложно. Решающее значение имеет оперативность сбора доказательств и подача заявления в вышестоящую структуру или иска в районный суд.