Основы и виды мерчандайзинга

Идея состоит в создании условий, способствующих привлечению клиента к товару, приводящих к совершению незапланированных покупок. Серьёзные предприятия розничной торговли тратят немалые средства на грандиозные реконструкции помещений, закупкe нового оборудования. Но это не приводит к существенному росту выручки. Мерчандайзинг – гораздо менее затратное мероприятие, способное в разы увеличить продажи без особых вложений.

  • Совместимость. Расположенная рядом продукция должна принадлежать к одному потребительскому сегменту (имидж, ценовая категория, популярность).
  • Зона вытянутой руки. Смысл в том, чтобы целевая аудитория могла без затруднений дотянуться до интересующего товара.
  • Золотой треугольник. Максимальное количество продукции размещается в трёх зонах: вход – место выкладки товара – касса.
  • Принцип «паровоза». Логика простая – возле брендовых вещей располагается неходовой товар-аутсайдер, привлекающий низкой ценой.
  • Комбинирование. Речь идёт о расположении товара, абсолютно разного по размерам, форме, расцветке и содержанию. Такая контрастность заметна издалека и реально работает.
  • Звуковое и ароматическое сопровождение. Приятная музыка в супермаркетах – обычное явление. Звуковые эффекты настраивают на позитивный лад, создают нужную атмосферу в торговых отделах. Схожее действие имеют запахи. Нужный аромат расслабляет, возбуждает аппетит и провоцирует совершить покупку.

Это только основные приёмы в мерчандайзинге. Существует множество других тонкостей рационального расположения товара, учитывающих привычки покупателей, их движение по павильону, визуальное восприятие и другие факторы. В идеале для всех полок и витрин должна составляться планограмма выкладки товаров, учитывающая вышеперечисленные принципы и правила.

Задачи и функции мерчандайзинга

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №18» города Полевского

РЕФЕРАТ

на
тему «Мерчандайзинг»

Выполнила:
Золотовскова А.А.

Предлагаем ознакомиться  Трудовая инспекция онлайн — как обратиться в инспекцию по труду

Проверила: Иванова
М.В.

Мерчандайзинг

Полевской 2005

Введение

История розничной
торговли насчитывает тысячи лет. И все это время перед торговцами стоит задача
– как привлечь покупателя? Как выгодно представить свой товар? Эти проблемы
помогает решить визуальный мерчандайзинг.

Целью своей работы я поставила изучение способов
воздействия на психологию покупателя. О мерчандайзинге вообще мало кто знает,
поэтому я поставила перед собой следующую задачу: изучить его историю, функции
и сущность, а также исследовать, применяется ли мерчандайзинг в городе Полевском.

Основная цель мерчандайзинга –
создание индивидуального имиджа магазина и соответствующее представление товара
для того, чтобы магазин получил желаемую прибыль. В современных условиях каждый
розничный магазин должен стараться создать собственный имидж, который
дифференцировал бы его от конкурентов, подчеркивал его имя и соответствовал
фирменному стилю. К сожалению, в нашем городе только сеть магазинов может
позволить себе квалифицированного профессионала-мерчандайзера.

Вспомните, как поражали
нас в доперестроечную эпоху заграничные магазины. Один их только вид разил
наповал любого советского потребителя, уже не говоря о содержимом прилавков.

Еще лет двадцать назад о
ярких, красиво оформленных витринах и прилавках российские покупатели только
слышали из уст тех, кому посчастливилось побывать за границей. В Советском
Союзе внешнему виду предприятий розничной торговли не уделялось практически
никакого внимания: появление дефицитного товара на полках пустующих магазинов и
так вызывало ажиотаж, информация о поставке очень быстро облетала окрестности,
и у входа в магазин выстраивались огромные очереди.

Незачем было тратить силы
на привлечение внимания покупателей. Лишь крупные столичные универмаги и
магазины, известные на всю страну, старались поддерживать свой элитарный имидж.
На предприятиях розничной торговли существовала должность художника-оформителя,
который частично исполнял функции визуального мерчандайзера.

Стандарты мерчандайзинга с примером

Аптека

Мерчандайзинг

Правильно оформленная витрина увеличивает товарооборот аптеки и её прибыль. Фармацевтический мерчандайзинг основан на стандартных принципах, с учетом особенностей продаваемого товара и контингента покупателей.

Предлагаем ознакомиться  Увольнение несовершеннолетнего работника по инициативе работодателя

Лекарственные средства раскладываются на полках с чётко разделёнными рубрикаторами, понятными и доступными простому потребителю. Это позволяет посетителю быстро выбрать нужное средство, чтобы осталось время для рассмотрения другого товара.

Пример мерчандайзинга в аптеке

При рубрикации товарных зон недопустимо использовать сложные профессиональные термины (антигельминтные средства, сорбенты), одновременно избегая просторечных, упрощённых наименований (от головы, для носа). Оптимальный вариант – противопростудные, обезболивающие средства, лекарственные травы.

Рядом с популярными и достаточно дорогостоящими лекарствами можно расположить менее известные средства-аналоги. Вокруг товара – лидера продаж целесообразно также выкладывать только появившиеся на рынке новинки.

Другой эффективный инструмент аптечного мерчандайзинга – массовые выкладки лекарств, создающие иллюзию повышенного спроса на данные препараты.

Магазин одежды

Для мерчандайзинга магазина одежды и обуви можно отметить действие следующих принципов:

  • Богатый ассортимент. Полупустые павильоны не настраивают на совершение покупок. В торговом зале должны присутствовать востребованные вещи в достаточном количестве
  • Расположение. Продукция разделяется по зонам, с учетом направления движения потока покупателей. Наиболее дешевые вещи находятся в конце пути, дорогостоящие – у входа. Устраиваются дополнительные места продажи (ДМП)
  • Визуализация. В магазинах одежды при организации выкладок товара приветствуется индивидуальность и креативность. Обязателен трёхмерный эффект для более выгодной подачи. Используется принцип контрастности цветов, разнообразное расположение товара на полках, использование манекенов и имиджевых зон

Продуктовый магазин

В продовольственной торговой точке уместно соблюдать сочетание групп товаров. Человек, покупающий кофе или чай, обязательно заинтересуется кондитерскими изделиями.

Наиболее выигрышными считаются входная и центральная зоны, в которых располагаются наиболее прибыльные и востребованные продукты. Товару периодического спроса отведены внутренние стеллажи. Возле кассы традиционно прописались виновники импульсных покупок – леденцы, жвачки, сигареты, пакеты, журналы. Для выгодной подачи товаров на витрине, особенно в холодильной зоне, используется правильное освещение. Задача подсветки – привлечь внимание покупателя, не ослепив его.

Предлагаем ознакомиться  Протокол совещания отдела образец

Чтобы стать успешным, любому розничному торговому предприятию необходимо иметь единые стандарты мерчандайзинга. Их разработка производится самостоятельно, с учетом своих наработок, либо при участии сторонней консалтинговой фирмы.

Стандарты мерчандайзинга обеспечивают:

  • Эффективные выкладки продукции в магазине
  • Снижение затрат на обучение новых сотрудников
  • Более быстрое внедрение системы при открытии дополнительных филиалов
  • Простые, удобные критерии оценки результативности работы персонала
Пример: стандарты мерчандайзинга компании HAYAT (pdf откроется по клику)

Стандарты мерчандайзинга включают теоретические основы, правила оформления входной группы, расположения и презентации товара, оформления витрин. Руководство (мерчандайзинг-бук) для удобства работы оформляется в виде буклета форматом А4 или А5. При разработке стандартов обязательно учитываются архитектурные особенности помещений.

Логичный, правильный мерчандайзинг, независимо от сферы деятельности торгового предприятия, способен в разы увеличивать выручку. Любая серьёзная компания понимает эффективность данного маркетингового направления, его перспективы. И здесь важно успевать за изменениями покупательских настроений, возможностей, предпочтений. В этом основная задача маркетинга.