Проезд регулируемого перекрестка с трамвайными путями

Когда сигнал светофора на перекрестке разрешает движение одновременно трамваю и безрельсовому ТС, а траектории их движения пересекаются, то трамвай имеет преимущество, независимо от направления своего движения (пункт 13.6 ПДД).

Например, при попутном с вами направлении, трамвай движется прямо, а вам на перекрестке нужно повернуть налево, через трамвайные пути – у трамвая преимущество. Или же трамвай поворачивает на перекрестке направо, а вам нужно прямо, через трамвайные пути – в этой ситуации преимущество также у трамвая.

Трамвай на регулируемом перекрестке всегда едет первым, кроме случая его движения на стрелку в дополнительной секции светофора, которая включена одновременно с красным или желтым сигналом.

Разъезжаясь с трамваями, следует обратить внимание на один момент. Когда вы движетесь попутно с трамваем, вы можете видеть, на какой сигнал трамвай начал движение — на основной или на стрелку, и легко сможете расставить приоритеты, т.е. кто может проехать перекресток первым.

А как быть, если трамвай движется со встречного вам направления, а вам нужно пересечь трамвайный путь? В таком случае вы не сможете сразу определить – он едет на стрелку или на основной сигнал. К тому же, на это не будет времени. Выход из такой ситуации читайте ниже.

В статье Движение в потоке была затронута тема преимущества проезда. Так вот: преимущество проезда определяется не только формальным приоритетом (разрешающий сигнал и пр.), а еще гарантией отсутствия ДТП. Это касается абсолютно всех дорожных ситуаций, в том числе и с участием трамвая. Представьте, если столкнутся трамвай и автомобиль, кто будет в выигрыше – никто, но автомобиль пострадает больше.

Поэтому, в подобных случаях, на регулируемом перекрестке, когда трамвай движется вам навстречу и ваши пути пересекаются, рекомендуется всегда уступать дорогу трамваю. Если у вас преимущество в движении, и вы при этом уступаете дорогу – вы не нарушаете Правила.

Всякий раз, когда вы приближаетесь к нерегулируемому перекрестку необходимо точно определить на какой дороге вы находитесь: на главной или второстепенной. От этого зависит очередность проезда. Даже если перекресток регулируется светофором, водителю важно знать, где проходит главная дорога, а где второстепенная.

Ранее, в статье Правила проезда нерегулируемых перекрестков, были рассмотрены общие правила, определяющие первоочередность проезда нерегулируемых перекрестков. Эти правила относятся ко всем транспортным средствам. В данной статье более подробно рассмотрим 2-й пункт: преимущество трамвая на нерегулируемом перекрестке.

Когда вам предстоит разъехаться с трамваем на нерегулируемом перекрестке и ваши траектории движения пересекаются, трамвай уступает вам дорогу только лишь в одном случае — когда приближается к перекрестку по второстепенной дороге, т.е. у него по движению будет стоять знак 2.4 «Уступите дорогу». Во всех остальных случаях, в том числе на равнозначных перекрестках, трамвай имеет преимущество — он едет первым.

  • вы на главной дороге, трамвай на второстепенной дороге: у вас преимущество, трамвай уступает;
  • вы и трамвай на главной дороге: вы уступаете, трамвай едет первым;
  • вы на второстепенной дороге, трамвай на главной дороге: вы уступаете, трамвай едет первым;
  • вы и трамвай на второстепенной дороге: вы уступаете, трамвай едет первым;
  • вы и трамвай на равнозначном перекрестке: вы уступаете, трамвай едет первым;
Предлагаем ознакомиться  Гаражный кооператив какой должен быть проезд

Следует обратить внимание, что на равнозначном перекрестке правило «помеха справа» действует только при разъезде с безрельсовыми транспортными средствами. Трамвай может оказаться на равнозначном перекрестке с любой стороны и в любом случае вы обязаны уступить ему дорогу.

Теперь, так сказать, о рабочих моментах проезда перекрестка с трамвайными путями, а именно: когда можно заезжать на трамвайные пути (на рельсы), а когда этого делать нельзя.

Предположим, вы едете по дороге, посередине которой проходят трамвайные пути, и подъезжаете к перекрестку, на котором вам нужно повернуть налево. На что следует обратить внимание в первую очередь?

Трамвайные пути. Перекресток со светофором.

В первую очередь нужно убедиться, что поворот налево в данном месте не запрещен ПДД.

Какие знаки запрещают поворот налево? Например, перед перекрестком может быть установлен знак 4.1.1 «Движение только прямо» или 4.1.4 «Движение прямо или направо». Над проезжей частью могут быть установлены знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам», 5.15.2 «Направления движения по полосе» или дублирующая их разметка 1.18, которая запрещает поворот налево, а разрешает двигаться, например, только прямо. Может быть установлен знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен».

Когда на перекрестке запрещен только разворот, то выставляется соответствующий знак 3.19 «Разворот запрещен».

Если ничто не запрещает повернуть налево или развернуться, готовимся к выполнению маневра – занимаем крайнее левое положение на проезжей части. Далее нужно быть внимательным.

Согласно пунктам 8.5 и 9.6 ПДД, левый поворот и разворот на перекрестке должны выполняться с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью. Для того чтобы повернуть налево или развернуться на перекрестке, сначала нужно заехать на попутные трамвайные рельсы и уже с них выполнить маневр. При этом нельзя создавать помех трамваю.

Предлагаем ознакомиться  Срок выслуги 25 лет фсин

Но заехать на попутные рельсы можно и нужно только в том случае, если перед перекрестком нет знаков 5.15.1 или 5.15.2. Если движение по полосам на перекрестке определено этими знаками, а они могут располагаться или над проезжей частью, или сбоку дороги, то заезжать на трамвайные пути запрещается, и маневр нужно выполнять непосредственно с проезжей части дороги, т.е. с левой полосы проезжей части вашего направления.

Поэтому, подъехав к перекрестку с трамвайными путями посередине, и собираясь повернуть налево или развернуться, в первую очередь смотрим на организацию движения по полосам на проезжей части и убеждаемся в том, что этот маневр разрешен ПДД.

Если увидите вышеупомянутые знаки 5.15.1 или 5.15.2, которые разрешают повернуть налево,  то поворот налево или разворот выполняются с проезжей части, не заезжая на попутные рельсы. Если этих знаков нет, тогда заезжаете на попутные трамвайные пути и уже с них выполняете поворот налево или разворот, не создавая при этом помех трамваю.

Когда разрешено движение по попутным трамвайным путям?

  • все другие полосы движения заняты;
  • при объезде;
  • при повороте налево или развороте в соответствии с пунктом 8.5 Правил дорожного движения.

Без причины занимать трамвайные пути Правила не допускают.

Отсутствуют какие-либо дополнительные ограничения для левого поворота и разворота, то есть данные маневры можно выполнять на любом участке дороге, где не установлены иные запреты Правилами или знаками.

Один уровень или нет?

Трамвайные пути на одном уровне с проезжей частью
Трамвайные пути на одном уровне с проезжей частью

В контексте Правил дорожного движения и термина «Перекресток» под движением в разных уровнях подразумевается перекрестное движение транспортных средств через эстакады или тоннели. В пункте 9.6. понятие уровня стоит воспринимать буквально, когда на трамвайные пути выезд не ограничен и покрытие на трамвайных путях совпадает с покрытием проезжей части либо незначительно отличается.

Трамвайные пути в разных уровнях с проезжей частью
Трамвайные пути в разных уровнях с проезжей частью

Разворот на перекрестке на трамвайных путях

Пдд проезд трамваев

При выполнении разворота на перекрестке с трамвайными путями посередине дороги важно выбрать правильную траекторию разворота, чтобы не оказаться на полосе встречного движения. К тому же в том месте разворот не должен быть запрещен ПДД.

Трамвайные пути являются элементом дороги и в тех случаях, когда они выделены конструктивно, они формально могут выполнять роль разделительной полосы. На перекрестке эта формальная разделительная полоса прерывается, так как переходит в одну плоскость с остальной дорогой. Следовательно, от того как нанесена дорожная разметка или как трамвайные пути выделены на дороге, будет зависеть траектория разворота на перекрестке.

Предлагаем ознакомиться  Образец мирового соглашения по гражданскому делу

Если поворот налево и разворот разрешено выполнять непосредственно с трамвайных путей попутного направления, т.е. заехать на попутные рельсы разрешается, то развернуться можно сразу, как только выедете на пересечение проезжих частей.

Если же на трамвайные пути заехать нельзя – когда они отделены от проезжей части сплошной линией разметки или выделены конструктивно, т.е. приподняты над дорогой (на самом перекрестке рельсы переходят с проезжей частью в одну плоскость, чтобы по ним можно было проехать), то в этом случае траекторию разворота рекомендуется прокладывать за условным центром перекрестка, также как разворот на перекрестке с разделительной полосой без трамвайных путей.

В случае, если трамвайные пути лежат на пересекаемой дороге перекрестка, то линия разворота должна пройти ЗА трамвайными путями (пункт 9.1 (1)), в этой статье есть схема разворота.

Если нужно развернуться на перекрестке вдоль трамвайных путей, но вы не уверены в правильности выбранной траектории, разворачивайтесь ЗА условным центром перекрестка. При этом, в целях безопасности нужно контролировать ситуацию слева-сзади вашего автомобиля, чтобы вас во время разворота не подрезали с левой стороны.

Навигация по серии статей

{amp}lt;{amp}lt; Проезд перекрестков с круговым движением

Проезд нерегулируемого перекрестка с трамвайными путями

Выдержка выше из Правил дорожного движения республики Беларусь, где однозначно прописано взаимодействие водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств, что отсутствует В Правилах РФ.

Намеренно ли в ПДД РФ формулировка в пункте 9.6 применяется для разгрузки улично-дорожной сети или это недоработка законодателя, но требование в действующей редакции ограничено термином «Уступить дорогу (не создавать помех)«, то есть временем выезда на трамвайные пути, и не предписывает иных действий для водителей при движении по трамвайным путям.

Трамвай в заторе
Трамвай в заторе

На встречные рельсы запрещено

Правила дорожного движения РФ устанавливают безусловный запрет выезда на встречные трамвайные пути.

Обратите внимание при движении через перекресток, где трамвайные пути изменяют направление. Запрет в равной степени распространяется и на трамвайные пути с изгибом, а грань между пересечением и выездом очень тонка и неоднозначна. Пересекать встречные трамвайные пути следует по возможности чтобы угол пересечения был близок к 90 градусам.