Возмещение ущерба в ДТП во дворе по ОСАГО

Если вы стали участником аварии во дворе, необходимо действовать по следующему алгоритму:

  1. Остановиться и поставить автомобиль на нейтралку (или ручной тормоз).
  2. Включить аварийный режим и, согласно ПДД, в 15 метрах от аварии установить аварийный знак. Если этого не сделать, вне зависимости от того, кто виновен в случившемся, вас будет ждать штраф 1000 р.
  3. Ни в коем случае нельзя изменять положение транспортных средств и других деталей ДТП (например, отвалившихся деталей автомобилей). Всё должно оставаться на своих местах до тех пор, пока сотрудники автоинспекции (или аварийные комиссары) не проведут фотосъемку места происшествия, результаты которой впоследствии будут прикреплены к материалам дела.
  4. Если в ДТП во дворе имеются пострадавшие, необходимо сразу же вызвать скорую медицинскую помощь.
  5. Далее вызываются автоинспекторы. Этого можно не делать, если сумма ущерба не более 50 тысяч рублей и удалось договориться со вторым участником ДТП.
  6. По возможности проведите самостоятельно фото- видеосъемку места происшествия. На снимках должны быть запечатлены регистрационные номера обоих участников ДТП во дворе, панорама места и все имеющиеся повреждения.
  7. Далее составляется схема ДТП. Она должна быть согласована обоими участниками аварии (необходимы подписи каждого).
  8. По возможности найдите свидетелей произошедшей аварии. Если они отказываются дожидаться вместе с вами приезда автоинспекторов, можно взять их номера телефонов, чтобы в дальнейшем пригласить в суд для дачи показаний.
  9. Заключительный этап оформления ДТП во дворе: обращение к сотрудникам автоинспекции по региональному номеру телефона ГИБДД или 02 (112; 020). Если повреждения незначительны и водителям удалось договориться между собой, можно оформить евро протокол. В противном случае или при наличии пострадавших сотрудники ГИБДД вызываются на место ДТП.
ВАЖНО

Ни в коем случае не покидайте место происшествия во дворе. Вне зависимости от того, являетесь ли вы виновником или нет, за такое действие предусмотрено суровое наказание (лишение прав или арест, зависит от тяжести последствий).

Если водитель имеет полис ОСАГО, то он может получить компенсацию, если соблюдены следующие условия:

  • Авария произошла на прилегающей к дороге территории.
  • Имеется всего два участника аварии.
  • Виновник аварии установлен.

Компенсации по полису ОСАГО не будет, если повреждение автомобилю было нанесено:

  • По умыслу пострадавшего.
  • В результате катастрофы.
  • При проведении военных операций.
  • В результате народных волнений.

Каких-либо особых санкций за ДТП, произошедшее во дворе, не предусмотрено. Сотрудники ГИБДД руководствуются общими правилами, касающихся превышением скорости или других нарушений ПДД. Наиболее суровые санкции предусмотрены для тех водителей, которые оставили место происшествия. Это наиболее актуальные случаи, многие водители уезжают с места аварии, надеясь остаться незамеченными. За подобное деяние предусмотрено лишение прав управление ТС на срок 1-1,5 года. Также может последовать изъятие автомобиля.

Что касается денежных штрафов, то они рассчитываются индивидуально, исходя из масштабов последствий, количества потерпевших и обстоятельств при которых произошла авария (отягчающим обстоятельством является управление в состоянии опьянения). Сумма компенсации рассчитывается страховой компанией.

К сведению

Дополнительный штраф предусмотрен при отсутствии (или просрочке) ОСАГО. Штраф за просроченный (или отсутствующий) полис ОСАГО составляет 800 рублей.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

В каких ситуациях обязательно вызывать сотрудников ГИБДД?

Рассмотрим случаи, в которых вызов автоинспекторов ГИБДД обязателен, вне зависимости от того, договорились ли участники аварии во дворе или нет:

  • Участников аварии 3 и более. В таких случаях обычно требуется подробное разбирательство, поэтому активное участие сотрудников правопорядка обязательно.
  • В результате дорожно-транспортного происшествия во дворе был причинен ущерб человеческому здоровью. Это касается не только водителей и пассажиров, но и проходивших пешеходов или велосипедистов.
  • Хотя бы у одного из водителей отсутствует полис ОСАГО. Поэтому при оформлении ДТП без вызова сотрудников ГИБДД обязательно убедитесь, что у второго участника он имеется и не просрочен.
  • Общая сумма ущерба превышает 50 тысяч рублей. Для водителей из Москвы (или МО) и Санкт-Петербурга (и ЛО) этот порог увеличен до 400 000 рублей.
  • Между участниками аварии возникли разногласия, и не удаётся «обоюдно» определить виновника. Если каждый водитель перекладывает вину ДТП на другого, необходимо вмешательство сотрудников ГИБДД. Они, изучив материалы дела, самостоятельно определят виновника.
Внимание

Если хотя бы один из представленных выше факторов ДТП во дворе имеет место, вызов патрульной службы обязателен.

Судебная практика неумышленного оставления места аварии

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Покинул место дтп во дворе

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении.

Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль.

И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения, согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2020 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2020 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

Покинул место дтп во дворе

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики».

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом.

И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ, но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ, но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Предлагаем ознакомиться  Самовольная постройка в суде. Действующая практика

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина).

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины, из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими.

Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Покинул место дтп во дворе

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования, чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Особенности оформления по Европротоколу

В большинстве случаев аварии во дворе характеризуются небольшим ущербом и отсутствием пострадавших, ввиду небольшой скорости движения транспортных средств. В таких ситуациях можно сэкономить кучу времени и обойтись без вызова сотрудников ГИБДД. Для таких случаев предусмотрен Европротокол.

Если ДТП во дворе оформляется по Европротоколу, то максимальная сумма компенсации— 100 тысяч рублей (при отсутствии разногласий и регистрации Европротокола с помощью мобильного приложения «ДТП.Европротокол», максимальная сумма возрастает до 400 тысяч). Предварительные действия при оформлении аварии таким методом идентичны выше описанным алгоритмам: убедиться в отсутствии пострадавших, договориться со вторым водителем и произвести съемку места происшествия.

Убедившись в возможности оформления без участия сотрудников ГИБДД, необходимо переходить к заполнению Европротокола. Документ состоит из двух сторон – лицевой и обратной. Рассмотрим подробно каждый пункт. Лицевая сторона:

  1. Место ДТП. Необходимо подробно указать населенный пункт, в котором произошло происшествие (область, район и т.д.), улицу и дом. ъ
  2. Дата ДТП. Указывается точное время столкновения во дворе (а не заполнения).
  3. Количество ТС. Здесь ставится цифра 2 (иного количества автомобилей быть не может, так как если ТС 3 и более, оформление по Европротоколу уже невозможно).
  4. Количество раненых. Здесь ничего не указываем, оставляем прочерки.
  5. Медицинское освидетельствование. Ставим «нет».
  6. Ущерб, нанесенный другим автомобилем. Также ставим прочерк.
  7. Свидетели. Здесь указываются их ФИО и контактные данные.
  8. Оформление автоинспекторами. Ставим «нет».
  9. Сведения о ТС и их владельцах. Здесь указываются ФИО водителей и данные из СТС.
  10. Страховщик. В этом пункте указываются страховые компании каждого из участников ДТП. Ниже приводятся данные из полисов ОСАГО.
  11. Место столкновения. На схеме отображается стрелочкой.
  12. Список повреждений. Указывается перечень деталей транспортных средств, которые были повреждены. Также необходимо охарактеризовать характер повреждений (царапина, вмятина и т.д.).
  13. Схема ДТП.
    Пример составленной схемы ДТП.
  14. Подписи сторон.

Теперь рассмотрим нюансы заполнения обратной стороны документа:

  1. ТС. здесь автомобилям присваивается буква А и В.
  2. Обстоятельства аварии. В данном разделе кратко описывается суть происшествия с указанием даты и места.
  3. ТС находилось под управлением. Указывается кто именно был за рулем каждого из автомобилей (владелец или нет).
  4. В пунктах 4-5 ставится прочерк.
  5. Могут ли двигаться ТС.
  6. Примечание. В этот раздел обычно записывают сведения о наличии фото или видео материалов.
К сведению

Заполненный Европротокол при ДТП во двор необходимо направить в страховую компанию в течение 5 суток. В некоторых случаях страховщик может потребовать предоставить ТС с целью проведения осмотра.

В каком случае можно покинуть место происшествия

Законодательством России определены случаи, когда автомобилист вправе покинуть место аварии. До прибытия сотрудников ГИБДД, даже если составляется европротокол, нельзя перемещать автомобиль.

Другой случай, если пострадавшие нуждаются в срочной помощи, а рядом нет других транспортных средств. Для водителя приоритетной задачей является помощь тем, кто пострадал. Наказание за отъезд с места аварии для помощи пострадавшим не усугубляется.

уехал с места дтп последствия

Для документального подтверждения места аварии используется видеозапись на телефон, другое устройство. Когда пострадавшего заберут медицинские работники, участник ДТП обязан вернуться в автомобиль или посетить пост ДПС.

Перемещение ТС допускается, когда авария становится причиной пробок, проблем в правильной регулировке дорожного движения. Водитель берет на себя ответственность самостоятельно определить, насколько положение ТС мешает другими автомобилям.

Если из-за происшествия прекращено движение других автомобилей, автомобилист фиксирует происшествие – фото, видеосъемка. Он записывает данные очевидцев, их адреса, контактные номера. Затем гражданин убирает автомобиль с проезжей части и дожидается сотрудников ГИБДД.

Еще один случай, когда удастся без проблем покинуть место происшествия – если участники договорились между собой, пришли к единому соглашению. Инцидент решается сразу без привлечения сотрудников ГИБДД. Участники подписывают расписку об отсутствии встречных претензий.

Составление европротокола также исключает необходимость привлечения ГИБДД: по факту составления протокола участники происшествия покидают место аварии.

Устное разрешение сотрудников полиции позволяет покинуть место происшествия. Остальные случаи являются прямым нарушением законодательства.

Статьи КоАП едины для всех: пострадавший и виновник, покинувший место аварии, являются нарушителем закона. Обоюдный побег не смягчает вину и ответственность сторон.

Другой случай, если сначала водители пришли к соглашению, а позже один из них выдвинул претензии. Он вызывал сотрудников ДПС, составил протокол.

Второй участник автоматически является тем, кто покинул место аварии. Чтобы предотвратить опасный момент в будущем, соглашение сторон фиксируется документально с подписями и подтверждением свидетелей.

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ, и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

уехал с места дтп последствия

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента.

Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Предлагаем ознакомиться  Устроилась на декретное место и сама забеременела

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ.

Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Подробно об обстоятельствах дела

И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Что изменится, если автовладелец уехал с
места ДТП по уважительным причинам? Закон не содержит понятия уважительности
причин для таких ситуаций, однако позволяет в ряде случаев нарушить норму ПДД
без назначения наказания:

  • если
    отъезд вызван необходимостью доставить пострадавшего в медучреждение – при
    невозможности вызвать медиков, либо отсутствии телефонной связи или попутных
    водителей для такого вызова;
  • если
    нужно освободить трассу во избежание затора – в этом случае происходит не оставление
    места ДТП, а перемещение машин на незначительное расстояние;
  • если
    водители оформили извещение о ДТП по программе Европротокола, удостоверили
    отсутствие разногласий по всем вопросам в указанном документе.

Виновник скрылся – что делать?

Аварии во дворе нередко характеризуются сложностью в установлении виновника. В таких ситуациях необходимо руководствоваться ПДД для прилегающей территории.

  • При выезде с прилегающей территории водитель обязан уступать дорогу всем участникам движения (в том числе и пешеходам).
  • Сквозной проезд через двор запрещен.
  • Двигаться в жилом секторе можно со скоростью не более 20 км/ч.
  • Пешеходы, двигающиеся по проезжей части во дворе имеют преимущество над автомобилями.
Внимание

Пешеходам не разрешается создавать помехи транспортным средствам.

  • На прилегающей территории запрещена учебная езда.

В остальном движение по двору регламентируется общими принципами (уступать по принципу «помеха справа», запрещено превышение скорости и т.д.). Основываясь на представленных выше правилах, рассмотрим несколько примеров ДТП во дворе:

  1. Автомобиль «А» заезжал во двор, автомобиль «В» выезжал из него. Оба водителя решили не уступать дорогу, что привело к столкновению. Виноват водитель автомобиля «В», так как он, выезжая с прилегающей территории, был обязан уступать дорогу всем.
  2. Автомобиль «А», двигался со скоростью 35 км/ч, автомобиль «В» со скоростью 15 км/ч. Они столкнулись из-за нехватки пространства. Вне зависимости от месторасположения транспортных средств, виновником будет водитель автомобиля «А», так как он превышал скорость.
  3. Водитель транспортного средства, выезжай с дворовой парковки наехал на велосипедиста. Виноват водитель, так как во дворах преимущество имеют пешеходы и велосипедисты.

Хуже совершения ДТП во дворе может быть оставление виновником места аварии, особенно если имеются пострадавшие. Опустим моральные стороны подобного развития событий и проанализируем, как поступить в такой ситуации. Главное – сохраняйте спокойствие. Убедившись в том, что виновник действительно скрылся (некоторые водители в панике могут отъехать от места ДТП), необходимо действовать следующим образом:

  1. Ограничьте место ДТП специальным знаком (за 15 метров до авто).
  2. Активируйте «аварийку» на своем автомобиле.
  3. Если есть возможность, сфотографируйте машину виновника – главное запечатлеть его номерные знаки. Это поможет быстрее найти его в будущем для компенсации причиненного ущерба.
  4. Ни в коем случае не меняйте положения автомобиля. Если есть возможность, сфотографируйте место происшествия и зарисуйте схему ДТП.
  5. По возможности найдите очевидцев ДТП. Идеально, если получится взять запись видеорегистратора с автомобилей проезжавших мимо.
  6. После этого можно вызывать автоинспекторов, которые на месте проведут расследование с целью установления виновника ДТП.
ВАЖНО

Водитель, который скрылся с места ДТП во дворе, вне зависимости от обстоятельств дела, будет привлечен к административной ответственности. Согласно статье 12.27 КоАП РФ Ему сулит лишение прав на срок от 12 до 18 месяцев, либо арест на 15 суток. Также, вне зависимости от вида наказания транспортное средство нарушившего закон водителя будет задержано (согласно ст. 27.13 КоАП РФ).

Неумышленное покидание места аварии, когда нарушение ПДД не было замечено, доказывается определенными обстоятельствами: голословные заявления виновника не берутся во внимание.

уехал с места дтп последствия

Владелец ТС обязан доказать что из-за погодных условий была плохая видимость, что из-за незначительности ДТП не было никакого подозрительного звука. Неумышленное и умышленное нарушение фактически имеют одинаковое наказание. Если была поцарапана чужая машина, придется оплачивать ее ремонт.

Оставление места аварии часто заканчивается устным предупреждением. На определение наказания влияет само разбирательство, как обе стороны договариваются.

Если пострадавший готов принять возмещение ущерба без дополнительных претензий, дело чаще закрывается.

Страховой случай КАСКО

Владельцы автомобилей, оформившие полис добровольного страхования КАСКО получают компенсацию в любом случае, вне зависимости от разновидности территории, где произошло ДТП и количества пострадавших и даже в том случае, если он является его виновником.

По КАСКО выдается компенсация даже при отсутствии виновника, например, если он скрылся с места аварии во дворе или его личность не удалось установить. Отсюда вывод: наличие такого полиса может уберечь вас от практически любых форс-мажоров.

Судебная практика

Незначительные повреждения частично служат доказательством, что водитель их не заметил. Фиксация повреждений – видео, фотосъемка служат дополнительным доказательством того, как вел себя виновник после случившегося. Суд выносит решение по совокупности обстоятельств.

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

уехал с места дтп последствия

Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Предлагаем ознакомиться  Беременность на декретном месте

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля.

Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Обязанности участника аварии

При необходимости освободить проезжую
часть, участники ДТП должны переместить машины на минимально возможное
расстояние, чтобы не создавать помех другому транспорту. При этом целесообразно
потратить несколько секунд, сделать фото или видеозапись о первоначальной
расстановке машин после столкновения.

Если уехать с места ДТП с мелкой аварией,
наказание не последует в следующих случаях:

  • водители
    убедились, что в аварии отсутствуют пострадавшие, а потенциальный размер ущерба
    транспортным средствам не превышает 100 тыс. руб.;
  • оба
    водителя пришли е единому мнению о причинах аварии, виновности одного или обоих
    граждан, характеру и степени повреждений машин;
  • если
    факт отсутствия взаимных претензий удостоверен подписями обоих участников в
    извещении о ДТП.

Если второй автовладелец не подписал
указанный документ, покидать место аварии не следует – может последовать
обращение в МВД для привлечения к ответственности.

Сделать это крайне сложно, поскольку
любое столкновение машин сопровождается характерными звуками удара, скрежета, разбитых
стекол и т.д. Кроме того, даже незначительное столкновение меняет траекторию
машины, возникают толчки или остановка движения. Об аварии будут
свидетельствовать и сигналы второго участника происшествия.

Фактически, доказать отсутствие вины
можно только при ДТП на парковке. Если машину случайно задели во время, пока
водитель отсутствовал за рулем, заметить царапину или незначительное
повреждение он может спустя несколько часов или даже дней. В этом случае можно
ссылать на объективную обстановку, при которой водитель не мог предполагать о
причиненных повреждениях.

Большинство дорожных аварий с участием велосипедистов в большинстве случаев происходят по вине водителя автомобиля. Не углубляясь в подробности ПДД, можно сказать, что при ДТП во дворе практически всегда правда на стороне велосипедистов и пешеходов. Это связано с тем, что двор считается пешеходной территорией.

Рассмотрим, алгоритм действий водителя, если он понял, что задел велосипедиста во дворе:

  1. По возможности оказать первую помощь. Делать это нужно только в том случае, если вы имеете хотя бы малейшие представления о медицинской помощи. Наличие аптечки будет очень полезным.
  2. При необходимости вызвать скорую помощь.
  3. Оценить ущерб, нанесенный велосипедисту в ходе ДТП во дворе. Если есть возможность, договориться с пострадавшим о выплате материальной компенсации. Это возможно, если травмы не слишком серьезные и велосипедист готов к мировому соглашению. Такое развитие событий избавляет обоих участников аварии от бюрократических проволочек и ненужных трат времени.
Внимание

Если вы договорились с пострадавшим в ДТП во дворе о выплате компенсации, обязательно возьмите с него расписку, в которой он подтвердит, что не имеет к вам претензий. В противном случае, он может после получения денежных средств обратиться в суд, по результатам которого вас ещё раз заставят выплатить денежную компенсацию и применят другие санкции (лишение прав, арест и т.д., в зависимости от последствий).

Автоинспекторов необходимо вызвать в случаях, если:

  • По вашему мнению, в произошедшей аварии виноват велосипедист.
  • Пострадавший велосипедист не согласился на выплату материальной компенсации «на месте» или отказался подписывать расписку.
  • Велосипедист преувеличивает причиненный ему ущерб и требует выплату необъективной по размеру компенсации.

Если договориться со вторым участником аварии не удалось и пришлось прибегать к помощи автоинспекторов, необходимо действовать по такому же принципу, что и в случае с ДТП с автомобилем.

После аварии участники происшествия обязаны оставаться на своих местах. Прибытие сотрудников ГИБДД позволит на месте определить детали случившегося. Свидетелям, если есть такая возможность, также необходимо лично засвидетельствовать правонарушение.

У каждого участника дорожного движения есть обязанности и права. Пострадавшие и виновные лица в результате аварии также обязаны соблюдать определенные правила. Основные нормы, регламентированные законом РФ:

  • владелец ТС обязан остановить автомобиль, если есть такая возможность – оставаться в нем до прибытия сотрудников ГИБДД;
  • он включает аварийный режим, остается спокойным, держит эмоции под контролем;
  • если есть возможность, владелец ТС устанавливает на дороге аварийный знак;
  • нельзя передвигать предметы, забирать части пострадавшего автомобиля с дороги, если они не препятствуют общему движению автомобилей;
  • владелец ТС обязан оценить обстановку, рассмотреть пострадавших, помочь им, если у него есть такая возможность.

Наличие пострадавших вносит определенные изменения в порядок действия участника ДТП. Он обязан оказать первую медицинскую помощь, вызвать скорую, сотрудников ГИБДД.

Уехал с места ДТП

Свидетельские показания также пригодятся, поэтому по возможности участник ДТП записывает контактные данные очевидцев.

Нюансы

Напоследок выделим несколько наиболее важных нюансов:

  • После получения выплаты по Европротоколу, пострадавший уже не имеет права предъявлять иные требования ДТП во дворе.
  • Участникам аварии запрещено самостоятельно производить ремонт своих транспортных средств в течение 15 дней (со дня ДТП).
  • Если среди пострадавших есть пешеходы, их необходимо отметить на схеме с указанием направления движения. Это относится и к велосипедистам.
  • Оставление места ДТП не означает автоматическое признание вины.
Вопрос Ответ
Можно ли обойтись без вызова автоинспекторов при ДТП во дворе? Да, если участников аварии двое, отсутствуют раненные и сумма ущерба не превышает 50 тысяч рублей (для столицы и Санкт-Петербурга 400 тысяч).
Кто имеет приоритет при движении во дворе? Пешеходы и велосипедисты
Какая максимальная скорость на прилегающей территории? 20 км/ч
Можно ли оформить происшествие по Европротоколу, если отсутствует ОСАГО? Нет, наличие полиса обязательно. При его отсутствии обязателен вызов автоинспекторов (вне зависимости от ориентировочной суммы ущерба). За отсутствие (или просрочку) ОСАГО будет выписан штраф.
Я виновник ДТП, удалось договориться со вторым участником о материальном возмещении. Как обезопасить себя от того, что он после получения денежных средств обратится в суд? Взять с человека расписку, в которой будет сказано, что претензий он не имеет. Составляется в свободной форме.
Что будет, если скрыться с места ДТП во дворе? Лишение прав на срок 12-18 месяцев, либо арест на 15 суток.