Содержание
Положение об отделе кадров
Оно не является обязательным документом в компании, но в крупных организациях часто используется, так как позволяет структурировать работу службы. В него включаются значимые сведения:
задачи, которые приходится решать сотрудникам отдела кадров;
- реализуемые функции;
- права и обязанности специалистов;
- способы взаимодействия друг с другом, другими отделами и руководством.
Утверждается положение директором предприятия, после чего становится локальным актом, которого должны придерживаться работники кадрового отдела. Нередко оно называется специфической должностной инструкцией для кадровиков.
Оно может формироваться в свободной форме, но стандартно в него включаются следующие пункты:
- общие положения, содержание правила создания, реорганизации или ликвидации отдела, а также указывается начальник, назначенный на должность на основании официального распоряжения директора фирмы;
- задачи, заключающиеся в разработке кадровой политики, подборе и расстановке сотрудников, а также в контроле использования специалистов в различных подразделениях;
- структура отдела;
- функции, к которым относится формирование банка данных, обеспечение приема и размещения новых работников, создание резерва, проведение аттестации и выполнение множества других действий;
- права каждого сотрудника отдела;
- ответственность за нарушение положения или трудовой дисциплины;
- правила служебного взаимодействия, так как работники службы сотрудничают с представителями других подразделений по вопросам, касающимся отпусков, увольнения или перевода, оформления отчетностей или юридических проблем.
Документация детально изучается и подписывается руководителем предприятия.
Работники отдела кадров должны справляться с многочисленными функциями. К ним относится:
- формирование плана комплектации штата новыми кадрами, для чего учитывается программа развития фирмы;
- прием, перевод или увольнение сотрудников без нарушения положений ТК;
- учет сотрудников;
- хранение и внесение записей в трудовые книжки;
- заполнение бумаг на основании правил делопроизводства;
исполнение распоряжений руководителя;
- анализ текучки кадров и состава штата;
- проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников;
- формирование резерва;
- создание предложений, направленных на улучшение использования рабочих мест;
- выявление параметров, на основании которых работники могут рассчитывать на поощрения или премии;
- предоставление вакансий при сокращении или переводе специалистов;
- контроль над трудовой дисциплиной и выполнением инструктажа;
- ведение отчетов.
Об отделе персонала
Данное положение часто используется в крупных компаниях.
Таблица 1. Включенные разделы.
Разделы документа |
Содержание |
Общие положения |
Указывается, что отдел выступает самостоятельным подразделением предприятия, а также формируется и ликвидируется на основании приказа руководителя. Возглавляется раздел начальником, назначаемым с помощью официального распоряжения директора. Отдел при функционировании ориентируется на законодательство РФ, приказы гендиректора, а также руководство по стандартам. |
Организационная структура |
Она утверждается директором, а также состоит из одного подразделения. Число работников устанавливается штатным расписанием. |
Задачи подразделения |
Они заключаются в реализации политики фирмы, разработке системы оплаты и премирования, программ обучения, обеспечении компании работниками. |
Функции |
Отдел наделяется многочисленными функциями, причем регулярно вносятся руководителем дополнительные пункты, не противоречащие должностной инструкции кадровиков. |
Права сотрудников |
Специалисты могут проводить совещания, принимать на работу сотрудников, требовать материалы от других отделов или вести переписку со всеми работниками. |
Ответственность специалистов |
Во время работы они должны учитывать требования законодательства, соблюдать трудовую дисциплину, ответственно подходить к должностным обязанностям, а также обеспечивать сохранность имущества. |
Цель работы подразделения
Подразделение требуется для достижения основных целей компании. Оно занимается обеспечением организации кадрами, нужными для ведения деятельности. При этом учитывается, какими навыками, образованием и опытом обладает каждый соискатель, что позволяет эффективно применять потенциал наемного специалиста.
Работники подбираются с применением разных стратегий, для этого размещаются объявления в СМИ или печатных изданиях, а также используются возможности центра занятости. Для определения навыков и знаний соискателей внедряются в работу уникальные методики отбора и тесты. Для улучшения эффективности функционирования организации проводятся процедуры адаптации новичков, а также регулярно специалисты отправляются на курсы повышения квалификации.
Отдел кадров решает множество задач, к которым относится:
- правильный подбор новых сотрудников;
- определение количества рабочих мест в компании;
расчет выходных и будней для выявления оптимальной зарплаты каждого претендента;
- расчет отпусков;
- передача сведений о каждом сотруднике в бухгалтерию;
- организация отбора новых сотрудников;
- найм специалистов, обладающих нужным опытом и квалификацией;
- формирование штата;
- разработка специальных планов, на основании которых работники строят карьеру;
- формирование кадровых технологий.
Для определения эффективности функционирования кадровой службы учитываются факторы:
- следование работников правилам и нормам, установленным на законодательном уровне;
- ориентация на улучшение положения персонала компании;
- открытость к внешним факторам влияния.
Структура отдела
Она может значительно отличаться в разных компаниях, так как на нее влияют факторы:
- размер предприятия;
- численность работников;
- задачи, которые ставятся руководителем перед работниками службы.
Но в крупных организациях, которые нацелены на развитие и расширение штата, требуется полноценный отдел. В нем работают разные специалисты, занимающиеся делопроизводством, охраной труда, адаптацией, рекрутингом, обучением сотрудников, назначением льгот или иными действиями.
Этапы формирования политики
Впервые управление работниками потребовалось в Англии, для чего люди одной деятельности объединялись в гильдии. Обычно это относилось к плотникам, каменщикам и иным ремесленникам. Деятельность гильдий была направлена на улучшение труда своих членов.
В России в 1918 году введена трудовая повинность, для чего утверждался Кодекс законов, касающийся труда работников. За счет таких изменений проводится учет занятости населения, а также предотвращались митинги и саботаж буржуазии.
В 1925 году на основании реформы биржи труда отменился обязательный найм через трудовую инспекцию. В 1930 году созданы первые отделы кадров, что стало дополнительным способом устранения безработицы.
Отдел кадров обязан разрабатывать политику, на основании которой трудятся кадровики.
Таблица 1. Виды политики.
Наименование |
Описание |
Пассивная |
Работа кадровиков заключается только в ликвидации каких-либо негативных последствий неправильного набора сотрудников. Не проводятся прогнозы и не применяются новые средства оценки труда и работников. |
Активная |
Заключается в составлении прогнозов, антикризисных программ, а также в оперативном реагировании на разные проблемы. |
Превентивная |
Направлена на создание регулярных прогнозов. |
Реактивная |
Основная цель заключается в анализе причин возникновения кризиса или разных проблем. Поэтому удается быстро локализовать кризис и предотвратить повторение негативных ситуаций. |
Допускается сочетать черты нескольких видов политик.
Кадровая политика строится на основании нескольких этапов:
- Постановка цели и нормирование процесса. Для этого учитываются цели и принципы работы всей организации, а также стратегия развития.
- Программирование. Оно заключается в разработке программ, благодаря которым будут достигнуты поставленные цели.
- Мониторинг работников. Процедура выполняется с помощью диагностики и прогнозирования.
Политика формируется работниками кадровой службы, но под контролем назначенного начальника.
Кадровые технологии в государственных организациях
На государственном уровне формируется кадровая политика отдельного органа власти, а также каждого звена. Основная задача внедрения технологий заключается в формировании цели, зависящей от стратегии развития страны. Это позволяет поставить задачи и выявить проблемы, решаемые с помощью отдела кадров.
К самым популярным технологиям, используемым на государственном уровне, относится кадровый конкурс, проводимый в открытом виде, аттестация работников, внедрение образовательных программ, реализация квалификационного экзамена, а также разработка методик мотивации и стимулирования сотрудников.
Требования к отделу
Подразделение должно отвечать некоторым простым требованиям:
наличие актуальных знаний у всех работников;
- подготовка методических материалов;
- возможность проводить анализ рынка труда или иных показателей;
- наличие оптимального количества сотрудников для мониторинга и контроля;
- применение специалистами современных методов оценки;
- возможность для переобучения и повышения квалификации.
Численность работников
Руководители предприятий обычно пользуются интуитивным подходом к подсчету числа кадровиков.
Кадровая служба предназначена для найма, перевода или иного взаимодействия с наемными специалистами. Она может обладать разной структурой, а также наделяется различными функциями и задачами, определяемыми руководителем компании.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter, чтобы сообщить нам.