Что влияет на величину

Факторов, которые влияют на показатель ПМ, множество. Прежде всего, следует отметить, что данные факторы непосредственно связаны с процессами организации таких понятий, как минимальный набор продовольственных товаров и средств, достаточных для нормального здоровья и жизнедеятельности.

Среди факторов следует отметить:

  • насколько полноценно удовлетворяются группы населения в вопросах питания, приемлемости химического состава пищи, ее качества;
  • насколько полноценной является система питания в семьях, чей уровень дохода крайне низок;
  • насколько возможным является выбрать самые низкие по стоимости продовольственные товары, обеспечивающие питание на достойном уровне.

В процессе формирования самого оптимального продуктового пакета (продуктовая корзина) необходимо удовлетворить физиологические потребности не только трудоспособных граждан, но и пенсионеров и детей. При этом следует прислушиваться к советам и требованиям Всемирной организации здравоохранения.

Также необходимо учитывать траты, которые имеют место в рамках пособий и социальной помощи. Выплаты, выделяемые малоимущим семьям и детям, а также нетрудоспособной прослойке населения, подразумевают насыщение данной социально-демографической группы бесплатно.

Минимально необходимый продуктовый пакет формируется при учете гарантированного обеспечения качественными продуктами детей со здоровым организмом (до шести лет) и на этапе его активного развития (до подросткового возраста).

Величина прожиточного минимума в 2020 году

Что касается непродовольственной составляющей, влияющей на значение прожиточного минимума, то здесь учитывается реализация потребностей населения, связанных с организацией полноценного быта и сохранения здоровья.

Прожиточный минимум представляет собой некоторую обязательную норму, но вовсе не достаточную. В прожиточный минимум входит необходимое и достаточное для минимального удовлетворения потребностей, однако полноценная жизнь, включающая в себя траты на развитие, образования, развлечения и досуг данным показателем не включены.

Именно для этого существует понятие полуторакратной величины прожиточного минимума. Иными словами, все семьи, доходы которых ниже полуторакратного прожиточного минимума являются малоимущими, так как «денежный зазор», представляющий собой разницу между доходом и прожиточным минимумом, у них близок к нулю.

Предлагаем ознакомиться  Прожиточный минимум в России в 2020 году: определения, понятия, порядок расчета

Состав потребительской корзины

В потребительскую корзину, прежде всего, входит еда. Из непродовольственных товаров следует отметить одежду, лекарства, бытовые приборы и обувь. Третьей группой являются коммунальные платежи, расходы на транспорт и культурные мероприятия.

Следует отметить, что в западных странах группы в потребительской корзине распределены намного более равномерно, чем у нас. В России львиную долю потребительской корзины составляют именно продукты питания.

В состав продовольственной корзины входят следующие продовольственные товары:

  • хлеб, мука, макаронные изделия, крупа;
  • картошка, овощи и фрукты;
  • сахар и кондитерские изделия;
  • мясо;
  • рыба;
  • молочные продукты и яйца;
  • растительное и сливочное масло;
  • другое — соль, чай, специи и т.д.

Непродовольственные товары:

  • одежда: пальто, костюмы, платья, белье, чулки, носки;
  • шапки, шарфы, галантерея;
  • обувь;
  • школьные канцелярские принадлежности;
  • постель;
  • хозяйственные и бытовые товары;
  • лекарства.

Услуги:

  • коммунальные услуги, отопление, водоснабжение, газ, электричество;
  • оплата проезда в транспорте;

Данные на 4 квартал 2020 года

По сравнению с третьим кварталом, за 4 квартал 2020 года прожиточный минимум уменьшился в среднем на 540 рублей. 

Для различных социальных групп населения РФ прожиточный минимум стал следующим:

  • 10 574 р. — трудоспособное население;
  • 8080 руб. — пенсионеры;
  • 9600 руб. — дети.

Регион

На душу населения, тысяч рублей Для трудоспособного населения, тысяч рублей Для пенсионеров, тысяч рублей Для детей, тысяч рублей

Нормативный акт (приказ) и дата

3 квартал

3 квартал 3 квартал

3 квартал

Адыгея

8,970 9,590 7,360 9,050 Приказ.190/07.11

Алтай

10,020 10,500 8,350 10,100

Приказ.275/20.10

Амур

11,100 11,790 9,010 11,460

Приказ.228/02.11

Архангельск

11,982 13,011 9,965 11,760

Приказ.442/27.10

Астрахань 9,516 10,009 7,657 10,320 Приказ.412/31.10

Башкортостан

8,611 9,187 7,061 8,480

Приказ.598/20.12

Белгород

8,371 9,002 6,953 8,230

Приказ.410/13.11

Брянск

9,732 10,428 8,065 9,610

Приказ.549/30.10

Республика Бурятия

10,086 10,489 7,957 10,530

Приказ.539/17.11

Владимир

9,739 10,594 8,177 9,730

Приказ.905/27.10

Волгоград

9,019 9,665 7,313 9,290

Приказ.588/п/13.11

Вологодский

10,718 11,578 8,842 10,520

Приказ.998/13.11

Воронеж

8,563 9,271 7,165 8,420

Приказ.823/27.10

Еврейский автономный

12,422 13,122 9,933 13,075

Приказ.93/11.10

Дагестан

9,463 9,121 7,442 9,645

Приказ.273/29.11

Забайкалье

10,782 11,254 8,552 11,258

Приказ.455/09.11

Иваново

10,145 10,993 8,459 10,144

Приказ.191/13.10

Ингушетия

8,975 9,274 7,088 9,144

Приказ.165/20.10

Иркутск

10,226 10,858 8,245 10,385

Приказ.703/30.10

Кабардино-Балкарский

10,575 10,999 8,588 11,593

Приказ.215/28.11

Калининград 10,928 11,715 8,963 10,535 Приказ.599/14.11
Калмыкия 8,765 9,179 7,039 8,844 Приказ.385/01.11
Калуга 10,028 10,806 8,428 9,945 Приказ.757/20.12
Камчатка 19,378 20,275 15,345 20,845 Приказ.441/25.10
Карачаево-Черкесский 9,052 9,534 7,329 9,295 Приказ.321/05.12
Карелия 12,813 13,964 10,728 12,485 Приказ.427/05.12
Кемерово 9,561 10,132 7,681 9,956 Приказ.569/26.10
Киров 9,627 10,286 7,849 9,854 Приказ.140/19.12
Коми 12,539 13,424 10,235 12,645 Приказ.578/31.10
Краснодар 10,143 10,964 8,377 9,771 Приказ.1706/30.10
Крым 9,803 10,481 8,035 10,434 Приказ.643/29.11
Курганск 9,699 10,371 8,035 10,127 Приказ.376/23.10
Курск 8,878 9,549 7,363 8,847 Приказ.785/13.10
Санкт-Петербург 9,533 10,147 8,319 9,356 Приказ.450/07.11
Липецк 8,699 9,356 7,275 8,885 Приказ.464/10.10
Магадан 17,963 18,852 14,131 18,985 Приказ.187/20.10
Марий Эл 9,366 9,989 7,656 9,673 Приказ.408/26.10
Мордовия 8,285 8,898 6,805 8,562 Приказ.561/20.10
Москва 16,166 18,453 11,427 13,938 Приказ.952/05.12
Московский 11,865 13,146 8,918 11,522 Приказ.806/27.09
Мурманск 14,483 15,097 12,073 14,861 Приказ.537/07.11
Ненецкий округ 21,049 22,117 17,151 22,135 Приказ.316/8.10
Нижегородский 9,371 10,065 7,715 9,717 Приказ.760/24.10
Новгород 10,447 11,349 8,661 10,361 Приказ.310/10.10
Новосибирск 10,913 11,595 8,772 11,272 Приказ.189/19.10
Оренбург 8,706 9,218 7,121 8,907 Приказ.835/27.11
Орел 9,554 10,251 7,923 9,553 Приказ.458/31.10
Пенза 8,783 9,465 7,246 9,058 Приказ.557/21.11
Пермь 10,098 10,804 8,279 10,289 Приказ.888/01.11
Приморье 12,397 13,054 9,916 13,458 Приказ.414/24.10
Псков 10,763 11,671 8,888 10,589 Приказ.445/26.10
Ростов 9,784 10,407 7,909 10,264 Приказ.719/25.10
Рязань 9,544 10,324 7,928 9,478 Приказ.275/31.10
Самара 10,014 10,996 7,915 9,931 Приказ.674/27.10
Ленинградский 10,791 11,868 8,612 10,403 Приказ.963/27.11
Саратов 8,754 9,402 7,206 9,003 Приказ.565/08.11
Якутия 16,559 17,586 13,326 16,873 Приказ.383/04.12
Сахалин 13,617 14,311 10,776 14,453 Приказ.512/07.11
Свердловск 10,183 10,865 8,421 10,492 Приказ.406/08.06
Севастополь 10,284 11,026 8,432 10,803 Приказ.835/03.11
Северная Осетия 9,129 9,651 7,452 9,357 Приказ.398/07.11
Смоленск 10,279 11,044 8,518 10,089 Приказ.688/11.10
Ставрополь 8,604 9,144 6,968 8,884 Приказ.424/30.10
Тамбов 8,738 9,485 7,323 8,692 Приказ.997/13.10
Татарстан 8,669 9,269 7,109 8,521 Приказ.815/28.10
Тверь 10,261 11,050 8,507 10,706 Приказ.365/27.10
Томск 11,219 11,829 8,953 11,553 Приказ.232/02.11
Тула 9,498 10,194 8,137 9,314 Приказ.501/30.10
Тыва 9,894 10,257 7,805 10,343 Приказ.537/07.12
Тюмень 10,955 11,487 8,711 11,148 Приказ.523/23.10
Удмуртск 9,044 9,574 7,344 9,134 Приказ.521/09.12
Ульяновск 9,619 10,326 7,889 9,821 Приказ.572/20.11
Хабаровск 12,954 13,807 10,492 13,452 Приказ.126/04.12
Хакасия 9,538 10,079 7,671 9,974 Приказ.581/10.11
Ханты-Мансийский 14,475 15,632 11,857 14,264 Приказ.423/27.10
Челябинск 9,520 10,185 7,865 9,836 Приказ.212/27.10
Чечня 9,542 9,844 7,924 9,528 Приказ.286/07.12
Чувашский 8,779 9,303 7,134 8,916 Приказ.460/22.11
Чукотка 19,936 20,396 15,306 20,899 Приказ.374/24.10
Ямало-Ненецкий 16,069 16,711 12,638 15,810 Приказ.1174/П/10.11
Ярославль 9,565 10,469 7,747 9,648 Приказ.341/20.10
Предлагаем ознакомиться  Все виды детских пособий в 2020 году

В качестве заключения отметим, что существует несколько вариантов при помощи, которых можно определять величину прожиточного минимума.

Это выполняется при помощи:

  • статистических методов (статистика уровня жизни 20% населения);
  • социологических (при помощи опросов);
  • ресурсных (установка показателя ПМ, исходя из возможностей экономики);
  • комбинированных.