Журнал предрейсового осмотра

Отметим, что медосмотр в путевом листе обязателен только для сотрудников, принятых на работу в качестве водителей (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Другим случаем проведения обязательных осмотров является работа, связанная с постоянным разъездами на служебном автомобиле (постановление Верховного суда от 19.12.

Отметим, что данные правила распространяются на все типы организаций. Медосмотр в путевом листе, если организация не автотранспортная, проставляется при наличии в компании указанных работников.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

К сведению

Послерейсовые медицинские осмотры должны проводиться в отношении водителей, перевозящих пассажиров или опасные грузы (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Их проводят (письмо Минтранса от 08.04.2019 ; Д3-531-ПГ):

  • после рейса, если его продолжительность оказалась более одного дня;
  • после последнего рейса, если в течение дня водитель совершает один рейс и более.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в путевом листе

Организация проведения медицинских осмотров происходит за счет работодателя. Медосмотр в путевом листе 2019, если нет медицинского работника, может быть проставлен медицинским учреждением, с которым компания заключила договор. Важно, чтобы у медицинской организации была лицензия на медицинскую деятельность (п. 46 ч. 1 ст.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Форма ведения журнала разработана в советский период и не отвечает новым требованиям фиксирования данных осмотра. Поэтому с этим документом возникают проблемы. Чтобы выйти из положения и внести в отчетный документ необходимые данные, приходится «нарушать» установленный образец заполнения журнала.

Разные организации выходят из положения, добавляя требуемые графы к утвержденной форме журнала.

  • Согласно п. 14 приложения, перечень данных о работнике, который необходимо отразить в журнале, имеет дополнительные пункты: дата рождения, пол и подпись водителя. То, где и как их прописать, придется решать самостоятельно.
  • В новом законе №835 предписывается иметь отдельный журнал для предрейсовых осмотров.
  • Этот отчетный документ разрешается иметь в бумажном или в электронном виде. В последнем варианте усиленная электронная подпись должна быть не только у медика, но и у каждого водителя.

Штамп содержит информацию о медорганизации, враче и надпись: “Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен”. Согласно новым правилам печать должна содержать:

  • Дату осмотра.
  • Время осмотра.
  • Подпись врача и ее расшифровка, с указанием полного имени, фамилии, отчества (Николаев Николай Николаевич).

Чтобы повысить безопасность на дорогах, вышел Приказ №196 от10/12 1995 года, где предписано:

  • Владельцам предприятий и ИП, использующим автотранспорт организовать проведение предрейсовых медосмотров водителей, выходящих на линию.
  • Привлечь к этому медработников (организацию) со специальным образованием, прошедших обучение, имеющих лицензию на оказание услуги.
  • За нарушение закона об охране труда, как это трактуется в приказе, предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Согласно КоАП ст. 11.32, за нарушение законодательства при выезде водителя на линию без медосмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • Если в путевом листе отсутствует штамп предрейсового медосмотра, водитель наказываются штрафом: от 1 до 1,5 тыс. рублей.
  • Служащие, отвечающие за организацию осмотров: от 2 до 3 тыс. рублей.
  • Предприятие или ИП: от 30 до 50 тыс. рублей.

Примечание:Административное наказание на лиц, отвечающих за организацию осмотров, налагают не только при проверке на дороге. Это могут сделать контролирующие органы при выявлении нарушения на транспортном предприятии (в компании).

Если ДТП с жертвами произошло по причине неудовлетворительного состояния здоровья водителя, уголовному наказанию подвергаются граждане, причастные к организации медосмотров (УК РФ ст. 143):

  • Накладывается штраф в размере: 200 тыс. рублей (или сумме, равной 18-кратному объему заработной платы).
  • В зависимости от тяжести нанесенного ущерба, виновным назначают: исправительные работы до 2 лет; лишение свободы на 1 год.
  • При смерти потерпевшего в ДТП причастные лица получают до 3 лет лишения свободы.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Важно! Соблюдение законов – это не только вынужденная мера по обеспечению безопасности движения на дорогах, но часть мероприятий по сохранение жизни всех участников движения.

Предлагаем ознакомиться  Какой срок давности по исполнительному производству судебных приставов: разъяснение по отсчету исчисления

Эти требования регламентирует ряд нормативно-правовых документов, а также положения и выдержки из Трудового Кодекса (ст.213 Трудового Кодекса Российской Федерации), Кодекса об Административных правонарушениях, Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст.20, п.1), письма Минздрава Российской Федерации от 21.08.2003 №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» .

Также желательно проводить и послерейсовые осмотры, но это не является обязательным для выполнения. В такой ситуации работодателю позволяют самостоятельно принимать решение: обследовать своих работников после поездок или нет.

Такие осмотры никогда не станут лишними по отношению к работникам, которые находятся в «группе риска», то есть часто болеют, имеют хронические заболевания, злоупотребляют спиртными напитками либо просто являются работающими пенсионерами.

Важно!Согласно законодательной базе, перевозчики, которые занимаются транспортировкой людей или опасных грузов, должны проходить такие осмотры в обязательном порядке.

Благодаря обследованию у специалистов можно определить:

  • достаточно ли здоров работник (в данном случае — водитель транспортного средства);
  • не подвергался ли его организм переутомлению накануне поездки;
  • нет ли у водителя похмельного синдрома;
  • не принимал ли он алкогольные, наркотические или другие запрещенные вещества, которые могут оказать пагубное воздействие на его способность к адекватному управлению транспортным средством и пр.

Если в ходе медицинского обследования будет замечен хоть один из вышеперечисленных симптомов, к вождению в этот день водителя допускать категорически запрещено!

Обратите внимание!Обследовать водителя на предмет наличия наркотических веществ можно только при получении его письменного разрешения, которое обычно дается во время подписания трудового, гражданско-правового договора или в случае подписания отдельного разрешающего документа.

Зачем налоговой нужны предрейсовые медосмотры?

Задача налоговой инспекции – найти нарушения в документообороте компании, которые дадут возможность увеличить налогооблагаемую сумму. Отсутствие предрейсовых медосмотров водителей – это шанс ФНС добиться цели.
Транспортные компании используют форму №3 (легковые автомобили) путевых листов, утвержденную Госкомстатом.

Как видим, в реквизиты путевого листа входят данные о водителе

В п.7 перечислены, какие именно данные о сотруднике необходимо отражать. Кроме этого, в письме МФ РФ от 25 августа 09 г. №03-03-06/2/161 приводятся уточнения, что списание горючего, по индивидуально разработанным формам п/л, производится в том случае, если в нем отражены все обязательные блоки.

Предрейсовый медосмотр водителей проводится обязательно и проверяют на наличие алкоголя

. В п/л должен стоять штамп медицинского работника. К этим нормативам апеллируют налоговые органы. Если закон не соблюдаются, организация будет защищать свои интересы, оспаривая решение налогового инспектора. Судебная практика показывает: есть примеры, когда поддерживается сторона ФНС, и есть, когда суд стоит на стороне налогоплательщика.

Если организация имеет медицинскую лицензию

Налоговая инспекция проверит наличие медицинской лицензии у организации, которая проводит предрейсовые медосмотры (предоставляет услуги) сотрудников медработником, зачисленным в штат. Такая деятельность не облагается налогом только в том случае, если имеется лицензия на оказание предрейсовых (предсменных) осмотров.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

В письме от 14.10.2015 №03-07-07/58775 разъясняется, что медицинская деятельность (п. 2; ст. 149 НК РФ), подлежит лицензированию, тогда она освобождается от уплаты НДС. Поэтому налогоплательщик освобождается от налога только при наличии соответствующей лицензии.

Хотя в перечне отсутствует конкретное указание на предрейсовые осмотры, но в Письме №03-07-07/58775 этот вид деятельности приравнен к профилактике и лечению, оказываемых населению амбулаторно в клиниках или скорой помощью. Чтобы оказывать медицинские услуги необходимо иметь лицензию (ФЗ №99 ст. 12; п. 46; ч. 1).

Только деятельность организаций (по проведению предрейсовых медицинских осмотров, имеющих лицензию, не облагается налогом (НДС).

Аргументы ФНС по предрейсовым осмотрам

  • Форма и необходимые реквизиты путевого листа утверждены на Федеральном уровне и обязательны к исполнению на территории России (ФЗ №259 статья 6; пункт1).
  • Требования Приказа МТ №152 (пп: 2; 3) касаются юрлиц и ИП, использующих ТС.
  • Когда в п/л отсутствует хотя бы один из обязательных атрибутов, документ признается недействительным. На его основании списывать расходы организации на горючесмазочные материалы не следует, так как, нарушено Российское законодательство.
  • ФЗ №259 распространяется только на нормативы ФЗ №152, то есть, на транспорт, задействованный для оказания услуг по перевозке. Когда компания не относится к этой категории, предъявление требований об обязательных реквизитах п/л, чтобы списать ГСМ, не обосновано.
  • В качестве документальной обоснованности затрат используются и другие документы. Путевые листы, не имеющие отметки о прохождении предрейсового осмотра, не влияют на другие, значимые для исчисления, данные. Отсутствие штампа медика не свидетельствуют о том, что организация не понесла затраты на ГСМ.
Предлагаем ознакомиться  Возмещение по больничным листам из ФСС в 2020 (период, документы)

Можно заметить разное понимание того, к кому относятся требования об обязательных реквизитах п/л. Если считать, что к транспортным организациям, оказывающим услуги, есть противоречие – они используют форму №3. А Приказ №152 обращен к тем компаниям, которые используют индивидуально разработанную форму п/л., а это, как раз, нетранспортные фирмы.

Если организация имеет медицинскую лицензию

В некоторых организациях, имеющих на балансе ТС, не всегда уделяется должное внимание путевым листам. Ошибки, неполнота сведений при заполнении документа, влекут административное наказание в виде штрафа. Обыкновенные описки, исправления, помарки не наказуемы, но они привлекают внимание проверяющих органов на предмет подлога документов.

Отсутствие отметки о проведении предрейсового тех- или медосмотра свидетельствует о нарушении в организации контроля за состоянием ТС и водителей, которые выезжают на линию без медицинского освидетельствования. Это не исполнение как трудового законодательства, так и правил ОБДД.Ответственность наступает не за письменные ошибки, а по причине нарушения требований к работе на транспорте, который представляет собой источник повышенной опасности. Угроза здоровью и жизни людей влечет не только штрафные санкции, но и уголовную ответственность.

Учреждения государственного сектора или автономные организации (АУ) так же должны выписывать п/л. Несмотря на то, что для таких учреждений путевки не являются первичным документом отчетности, контролировать работу ТС и своего работника, которому на основании п/л начисляется заработная плата, необходимо.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в путевом листе

Любая хозяйственная деятельность предприятия входит в сферу бухучета. К тому же никто не отменял для таких водителей правила БДД. Обязательные реквизиты п/л необходимы, чтобы исполнялись требования Российского законодательства.В подтверждение этой позиции вынесено Постановление АС УО от 22.11.2016 № Ф09-10245/16.

Верховный суд не принял позицию АУ, которое настаивало, что Приказ №152 распространяется только на транспортные организации. На автомобиле, принадлежащем театру, совершали поездки для нужд учреждения, и услуг по перевозке не оказывали. Все-таки суд вынес решение и поддержал сторону контролирующей инспекции. Предписание вылилось в список мероприятий, которые необходимо исполнить.

Если организация имеет медицинскую лицензию

Правила заполнения утверждены Приказом Минтранса № 152. Текст приказа не оставляет сомнений, обязателен ли медосмотр в путевом листе. Среди обязательных реквизитов «путевки»:

  • сведения о водителе, в том числе информация о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах (ППМ) (п. 7 Приказа);
  • сведения о транспортном средстве (в том числе информация о техосмотрах).

Таким образом, и отметка врача, и отметка механика в путевом листе являются обязательными, что подтверждается п. 1 ст. 20 закона № 196-ФЗ. Цель таких осмотров — обеспечение безопасности дорожного движения юридическими лицами и ИП, деятельность которых связана с использованием ТС.

О том, что осмотр пройден, делается отметка, которая оформляется так, как показывает образец штампа медика на путевом листе 2020.

В некоторых организациях считают, что на основании ФЗ №323 ст. 24; ч. 4 (от 21.11.11 г.) предрейсовый медосмотр может проводить штатный медик, имеющий сертификат об окончании специальных курсов по повышению квалификации, дающий право вести осмотр водителей перед выездом в рейс. В законе сказано: при условии создания медкабинета в соответствии с требованиями Минздрава. Порядок организации проведения осмотров возлагается на уполномоченный орган федеральной исполнительной власти. /

В результате, этот орган, то есть, МЗ издал Приказ №835н, где прописано, что предрейсовые осмотры проводит медработник от организации, имеющие лицензию на оказание данного вида услуг. Деятельность по медосмотрам водителей перед рейсом или сменой может проводить только тот, кто чье учреждение имеет лицензию на проведение предрейсовых осмотров.

Нормативно-правовая база проведения предрейсовых медосмотров

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в путевом листе

Правовая база медосмотров водителей регламентируется нормативными документами:

  • Трудового Кодекса;
  • Федеральных законов;
  • указов;
  • предписаний Минздрава и Минтранса РФ;
  • распоряжениями и рекомендательными письмами уполномоченных лиц государства;
  • постановлениями арбитражных судов.

Рассмотрим ту часть документа, которая касается предрейсовых осмотров, т. к. они являются обязательными для всех работающих водителей. Исключения предусмотрены только для экстренных служб: их работникам предписывается обязательное предсменное медицинское освидетельствование.

Предлагаем ознакомиться  Правила постановки на учет в цзн

Недостаточно представить контролирующим органам только договор, заключенный с медучреждением, имеющим лицензию, дающей право проводить предрейсовые осмотры. Наличие соглашения и лицензии говорит только о том, что вы заключили с медицинской организацией договор. Надо обосновать, что услуга по проведению предрейсового осмотра действительно оказывается, и водители проходят медицинское освидетельствование перед каждым рейсом.

Для подтверждения этого факта должен быть акт, подписанный двумя сторонами, что услуги предоставлялись. Подтвердить проведение осмотров можно с помощью журнала предрейсового осмотра. Его копия хранится на предприятии либо ведется в электронном формате.Кроме этого к первичной документации относятся счета по оплате представленных услуг.

  • итоговый акт медосмотра;
  • ксерокс акта выполненных работ (услуг);
  • ксерокс счетов (платежные поручения), которые подтвердят оплату оказанных услуг.

Заключение: Исходя из реалий судопроизводства, напрашивается вывод: для нетранспортных организаций, где не проводится предрейсовый медосмотр водителей (служащих, совершающих поездки в этом качестве), налоговая инспекция найдет повод увидеть в этом нарушение, и не принять п/л, как доказательство отчетности по ГСМ.

Есть и другие судебные решения по предрейсовым осмотрам, когда судьи придерживаются правил Приказа №152, считая, что он касается не одних транспортных организаций, но и тех, кто совершает рейсы для нужд компании. Например, решение Арбитражного суда по делу №Ф03-131/2016; Верховного суда по делу №303-КГ16-5282. Для транспортных предприятий Приказ №152 обязателен к исполнению, без вариантов.

Что проверяет инспекция, если договор на проведение предрейсовых медосмотров есть?

1. Оформлять п/л, согласно нормам законодательства (Приказ №152), указывая все необходимые реквизиты, в т. ч. и Сведения о водителе, которое включает предсменный медосмотр. 2. Обеспечить предрейсовый контроль за техническим состоянием ТС квалифицированным специалистом.3. Провести аттестацию работников, отвечающих за выпуск в рейс транспортного средства в исправном виде.4.

Составить план мероприятий (проведение инструктажа), повышающий уровень безопасной езды водителями.5. Организовать проведение инструктажа и аттестации работников, принимаемых в качестве водителя ТС на работу, независимо от их водительского стажа.6. Обеспечить проведение инструктажа водителей перед каждым рейсом, ознакомить с правилами по перевозке детей, опасных и тяжеловесных (габаритных) грузов.7.

Назначить, в приказном порядке, сотрудника, ответственного за предрейсовый техосмотр транспортных средств.8. Провести аттестацию должностного лица, отвечающего за БДД и тех. состояние автотранспорта, выезжающего на линию.Все требования контролирующих органов правомерны,соответствуют законам РФ. Выполняя предписание, руководители и водители повышают уровень безопасности на дорогах, чему служит контроль за состоянием ТС и правильное оформление п/л, в т. ч. и предрейсовый медосмотр.

Если используется личный автомобиль

Использование личного транспорта для собственных нужд вопросов не вызывает. Закон о п/л касается только юрлиц и ИП. Путевка понадобится в случае, когда поездка совершается по служебным делам, и есть договоренность двух сторон: водителя и работодателя. Письмо МФ от 11 июля 14 г. №03 04 05/28243 разъясняет, что поездка по служебным делам без оформления п/л свидетельствует об экономической выгоде в размере того, во сколько можно ее оценить.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в путевом листе

Если есть выгодополучатель, значит такая деятельность облагается налогом на доходы физлиц (ст. 214 НК).Если сотрудник организации использует собственный автомобиль для нужд работодателя, чтобы подтвердить этот факт понадобится п/л. О подтверждении цели налога на прибыль разъясняет Письмо МФ от 23 сентября 13 г.

№03 03 06/1/39406, где предусмотрена компенсация затрат сотрудника на нужды организации. Путевки, оформленные согласно условиям Приказа №152 со всеми необходимыми атрибутами, бухгалтер имеет право предъявить, как первичный отчетный документ, подтверждая расходы.Постановление Правительства №563 от июля 13 года разъясняет порядок подтверждения выплаты компенсации за ГСМ работникам, которые использовали личный транспорт для нужд компании и предъявили для отчета квитанции, счета или чеки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Эти документы подтверждаются путевым листом, который оформлялся на сотрудника. Следовательно: Если оформляется путевой лист, как документ подтверждающий затраты на ГСМ, то необходимо оформлять его со всеми атрибутами, в т. ч. отметкой механика и предрейсовым медосмотром. При возникновении споров с налоговой по этому поводу, судьи могут встать на сторону компании, если списание средств будет подтверждено иными документами (актами, справками, расчетами). Но в судебной практике в последнее время, наблюдается противоположное. Требования к заполнению всех реквизитов п/л ужесточаются.