Условия развода у мусульман

Ислам занимает усредненную позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.

Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Ислам признает право обоих супругов прекратить их супружеские отношения. Ислам дает мужу право для совершения талак (развод), более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием кула. Развод у мусульман — это разрыв супружеских взаимоотношений, выраженный словесно, или письменно, или знаком.

1. Нельзя давать мусульманке развод в период ее менструального цикла. Если мужчина разведется с женщиной в период, когда у нее менструации, то он нарушает запрет. Развод в этом случае признается недействительным, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить.

После завершения второго цикла менструаций муж может ее оставить или дать ей развод. 2. Если муж вступал с женой интимные отношения после завершения цикла, то давать ей развода нельзя до тех пор, пока не выяснится: забеременела она или нет. Если муж вступал в интимные отношения с женой после завершения менструаций и вознамерился дать ей развод, то с разводом он должен подождать до завершения нового цикла менструаций, как бы долго они ни длились.

«Ты — разведена, ты — разведена, ты — разведена». Повторять трижды «Ты — разведена» запрещено в соответствии с хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал о человеке, объявившем развод трижды: «Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас».Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо.

Как ислам относится к разводу?

Брак в исламской религии – это договор о совместной жизни, обеспечивающий стабильность, уверенность, спокойствие супругам и их детям. Разрыв супружеских отношений считается самым ненавистным Аллаху из разрешенных им действий. Развод (талак, хиллюль акди) объявляется письменно, словесно, знаком для немого.

Талак бывает:

  • Обязательным — иля, когда муж дает клятву о невступлении в близость с женой больше 4 месяцев. По истечении определенного срока жена может потребовать у мужа половой близости. Супруг обязан дать развод, если не удовлетворит требование.
  • Желательным – сунна, когда муж не может обеспечить жену, или жена совершила большие грехи.
  • Неразрешенным – харам, если ущемляются права женщины.

Расторжение семейного союза порицаемо в шариате. Развод – последний шаг, если все попытки к примирению оказались тщетными.

Порядок развода у мусульман

Поскольку развод в мусульманстве — это разрыв связей с женой, он регулируется многочисленными предписаниями, из которых укажем на следующие:

1.Необходимость соблюдения периода идда, в течение которого женщина после развода или смерти мужа не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.

Если мужчина дает развод женщине или умирает до того, как вступил с ней в интимные отношения, она не обязана соблюдать срока, в течение которого она не может вступать в новый брак. Это соответствует следующим словам Всевышнего:

О те, которые уверовали! Если вы женитесь на верующих женщинах, а потом разведетесь, с ними раньше, чем их коснетесь, то вам не следует обязывать их к сроку, какой считаете вы. (Сура Сонмы, 33:49)

Существуют следующие сроки, в течение которых женщина после развода не имеет права выходить снова замуж:

три менструальных цикла, если у женщины бывают менструации;

три месяца, если она не имеет менструаций;

время до рождения ребенка, если она беременна.

Запретность жены для мужа (т.е. запрет на вступление с нею в брак) в том случае, если он до этого давал ей развод дважды. Имеется в виду следующая ситуация: муж дал жене развод, а затем вернул ее до окончания срока идда, в течение которого она не имеет права снова выйти замуж; либо женился на ней по завершении этого срока, дал ей развод второй раз и вернул ее до истечения указанного срока; либо женился по окончании этого срока, а затем третий раз развелся с ней. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока она не вступит в законный брак с другим мужчиной, который поживет с ней и разведется по какой-либо дозволенной причине. Только после этого прежний муж может взять ее снова в жены. Это соответствует следующим словам Всевышнего: Развод — двукратен: после него — либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием. Сура «Корова», 2:229

Предлагаем ознакомиться  Открытие наследства в 2020 году

Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними (имеются в виду первый муж и его жена), что они вернутся друг к другу, если они думают выполнять ограничения Аллаха. Таковы границы Аллаха, которые разъясняет Он людям понимающим. Сура «Корова», 2:230

Таким образом, Аллах делает жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод до тех пор, пока она не побывает замужем за другим. Это вызвано тем, что в первые годы Ислама женам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали.

Так, некто, осерчав однажды на свою жену, сказал: «Клянусь Аллахом, я не дам тебе приюта, но и не расстанусь с тобой».

«Как это?» — спросила жена.

«Я дам тебе развод, — ответил муж, — а когда приблизится завершение положенного срока, я возвращу тебя. Затем дам развод и снова возвращу до истечения срока». Женщина рассказала об этом Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а Аллах Всевышний ниспослал следующее: «Развод — двукратен…», ограничив число разводов до трех раз, что оградило женщин от произвола их мужей.

Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, данные ей как свадебный дар. Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные подарки независимо от того, насколько дорогими и ценными они были: «Если захотели вы заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами [в качестве махра] даже кинтар золота, то не забирайте ничего из [богатства] этого. Неужели станете вы отбирать что-либо несправедливо и совершая грех явный?» (Коран, 4:20).

Если инициатива развода исходит со стороны жены, то она должна вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его. Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака: «О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по-хорошему, или отпустить ее достойным образом (т. е. без споров об имуществе и оговора). Не дозволено вам удерживать что-либо из дарованного [в качестве махра], если только не возникли у обеих сторон опасения, что нарушают они этим законы, Аллахом установленные. А если же опасаетесь вы, что нарушат муж и жена законы эти, то не совершат они греха, если выкупит она развод [за счет махра, при замужестве оговоренного]. Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Всевышнего, — нечестивцы» (Коран, 2:229).

Однажды женщина пришла к Пророку Мухаммаду (мир ему), ища поддержки в деле о расторжении брака, и сказала, что у нее нет никаких жалоб на мужа или его обращение. Единственной ее проблемой является то, что она не может больше поддерживать с ним узы брака. Пророк (мир ему) спросил ее: «Вернешь ли ты ему его сад (данный ей в качестве свадебного дара)?» И она сказала: «Да». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел тому человеку забрать свой сад и принял решение о расторжении брака (Бухари).
В некоторых случаях, мусульманка желала бы сохранять брак, но вынуждена требовать развода по основательным причинам, к которым относятся: оставление мужем исполнения обязательных предписаний ислама, жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем супружеских обязанностей и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак.
Иными словами, в Исламе женщине предлагается некое равноправие: она может прекратить брак посредством процедуры кула и может добиться развода. Упрямством муж не сможет привязать к себе жену-мусульманку. Именно наличие таких прав у женщины приводили к тому, что иудейки, жившие в раннеисламских обществах VII в., прибегали к помощи мусульманского суда в деле получения разводного письма от мужа. Ребе отвергали правомочность добытых таким образом разводных писем и аннулировали их действие. Для того, чтобы прекратить такую практику, ребе дали новые права и привилегии еврейским женщинам в попытке предотвратить их обращение в мусульманские суды.

Предлагаем ознакомиться  Кредит бывшего мужа после развода

В каких случаях возможен развод между мусульманами, кто может быть его инициатором?

По шариату, инициировать развод может как муж, так и жена. Мужчины в исламских странах наделены большими правами, чем женщины. Браки распадаются чаще по инициативе мужей. Процедура состоит в трехкратном произнесении слова «талак» в присутствии двух свидетелей. Причину разрыва отношений мусульманин может не озвучивать — так сохраняется доброе имя бывшей жены.

Распространенные причины расторжения браков в мусульманских семьях:

  • Развод в мусульманственесоблюдение законов шариата, пренебрежение обязанностями мужа или жены;
  • эгоизм, неуважение, нежелание изменять своим привычкам;
  • работа жены, если муж относится халатно к обеспечению семьи;
  • несерьезное отношение к церемонии брака, когда в отношения вступают с целью лучше узнать друг друга, пожить, а если не получится — разойтись;
  • неприязнь со стороны родителей;
  • существенные различия в вере, возрасте, социальном статусе, образовании;
  • длительное отсутствие мужа в семье;
  • наличие второй жены.

Перечисленные случаи считаются вескими причинами, чтобы развод в семье мусульман выглядел как нормальное явление, а не грех. «Талак» должен произноситься не в одно и то же время, а в отдельные «чистые периоды» женщины. Временной промежуток дается для осознания ценности совместной жизни и воссоединения.

Нежелательность развода у мусульман

Посмотрим теперь, как Ислам борется с разводами. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил своим последователям так: «Из всех дозволенных действий, развод более всего ненавистен для Всевышнего» (Абу Дауд). Мусульманин не может развестись с женой только потому, что она ему разонравилась.

«Верующему не дозволено относится недоброжелательно к верующей. Если ему ненавистно дурное в ней, то пусть удовлетворится тем, что в ней есть доброго» (Муслим).Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто — лучший для своих жен. «Уверовавшие наилучшим образом проявляющие свою веру те, кто у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, кто добры к своим женам» (Тирмизи).

Однако Ислам — это практическая религия и в ней действительно признается, что существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно. В этих случаях добрый совет и контроль над собой не могут разрешить проблему. Что же делать, чтобы сохранить брак в этих случаях? В Коране содержится несколько практических советов для супругов (мужа или жены), если один из них (муж или жена) поступает дурно.

Для мужа, жена которого своим поведением создает угрозу браку, в Коране имеется четыре типа советов, которые детально рассматриваются в следующих аятах: «Мужья — попечители жен [своих], поскольку одним (т. е. мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т. е. женами) и поскольку расходуют мужья [на содержание жен] из имущества своего.

Преданы женщины добродетельные [мужьям своим], и хранят честь и имущество, которое велел беречь Аллах. А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте [сначала], [потом] избегайте их на ложе супружеском и [,наконец,] побивайте их. Если же повинуются они вам, то не обижайте их. Воистину, возвышен Аллах, превелик.

Развод в мусульманстве

Если опасаетесь вы развода между супругами, то назначьте по представителю справедливому [как] со стороны его семьи [, так] и [со стороны] ее семьи. Если оба они пожелают помириться, то помирит их Аллах» (Коран, 4:34-35). Сначала должны быть испробованы первые три способа. Если они не помогают, то следует обратиться за помощью к семьям.

Следует заметить, что в свете вышеприведенных аятов, физическое наказание взбунтовавшейся жены рекомендуется как временная мера и последнее средство в случаях крайней необходимости, употребляемое в надежде обуздать поступающую дурно жену. Если оно срабатывает, то мужу возбраняется продолжать «искать пути против» жены, что и выражено ясно в этом аяте.

Предлагаем ознакомиться  Как правильно написать рапорт на отгул

Если же это средство не срабатывает, то мужу все равно не разрешается продолжать использовать его, а требуется обратиться к семьям родственников за помощью в разрешении конфликта. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) наставлял мусульманских мужчин избегать использования этих крайних мер, кроме тех случаев, когда жена совершает явную мерзость.

Даже и в этих случаях наказание должно быть легким и, если жена повинуется, то муж не имеет права терроризировать ее. «Если же они совершают явную мерзость, вы можете покинуть их на постелях их и назначить им легкое наказание. Если они станут покорны вам, то не ищите пути против них и не докучайте им» (Тирмизи).

Далее, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осуждает всякое несправедливое физическое наказание. Некоторые мусульманские жены жаловались ему на то, что их мужья бьют их. Услышав об этом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) категорически заявил: «Те, кто бьет жен своих, не из числа лучших среди вас» (Абу Дауд).

«И если почувствует жена, что неласков супруг с ней или избегает ее, то не грех им уладить по доброму [возникшую неприязнь], ибо примирение [для супругов] — лучше» (Коран, 4:128). В этом случае жене следует искать примирения с мужем (через посредство родственников или без него). Статистика установила, что среди житейских трагедий, приводящих к инфарктам, развод стоит на втором месте после смерти супруга.

Наоборот, наибольшую продолжительность жизни имеют те, кто, вступив в брак, прожил в нем всю жизнь. Не случайно поразительно большое число долгожителей перешагнуло столетний рубеж вместе со своими женами. «Мужчины, не разводитесь. Это опасно для вашего здоровья», — советуют швейцарские медики, установившие, что разведенные мужчины намного больше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, чем одинокие женщины.

Анализ документов страховых фирм позволяет врачам утверждать: у разведенных представителей «сильного пола» чаще наблюдаются нарушения психики, попытки самоубийства. Да и в больницы одинокие попадают в 8 раз чаще, чем женатые. Подводя итог, следует сказать, что Ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака.

Особенности расторжения брака по шариату

Представители суннитов считают правомерным расторжение союза с помощью трех произнесенных подряд слов «талак». Шиитские алимы, наоборот, не считают законным быстрый развод. Часть мусульман считает, что единовременный тройной талак принимается как один.

После 3-х этапов развода бывшие супруги могут сойтись только после того, как женщина выйдет замуж за другого мужчину и с ним разведется. Мусульманину запрещено давать развод супруге во время беременности и критических дней. Пока не истекли 3 периода очищения, муж может без возобновления никаха вернуть супругу.

В период расторжения брака супруг обязан обеспечивать жену всем необходимым – жильем, едой, одеждой. Половая близость в это время между ними не допускается. Родившийся ребенок считается потомком супруга. Дети остаются на воспитании у матери до достижения ими 5-7 лет.

Заключение о разводух у мусульман

Развод в мусульманстве

Прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна Вселенная. Этот мир, созданный Всевышним Творцом, поражает нас совершенством и красотой. Роль наместника в нем возложена на человека, — мужчину и женщину. Мужчина и женщина — две половинки бытия, неразрывно связанные друг с другом, занимают одинаково равное значение перед Всевышним Аллахом.

Мир мусульманской женщины на протяжении всей ее жизни складывается на основе религиозных, духовных ценностей, несущих глубокий смысл и мудрость Творца. Один раз открыв и познав этот чудесный мир, невозможно остаться равнодушной к образу жизни «загадочной женщины Востока», загадку которой нельзя разгадать не почувствовав на себе сладость поклонения Всевышнему Аллаху и соблюдения Его предписаний.