Тема № 3 Подготовка и допуск газодымозащитников к использованию СИЗОД

Основанием для допуска личного состава к использованию СИЗОД является приказ соответствующего руководителя (начальника) территориального органа МЧС России, подразделения и учреждения МЧС России после прохождения личным составом военно-врачебной комиссии и врачебной комиссии, специального обучения по утвержденным в установленном порядке программам подготовки и аттестации на право использования СИЗОД.

За газодымозащитниками, входящими в составы отделений ГДЗС на специальных пожарных автомобилях в том числе за руководством подразделений, ДАСК с условным временем защитного действия не менее 240 минут закрепляются по индивидуальному принципу.

ДАСВ закрепляется за газодымозащитниками по групповому принципу: один ДАСВ не более чем на двух человек при условии, что за каждым газодымозащитником персонально закреплена лицевая часть (панорамная маска).

Обратите внимание

При групповом использовании ДАСВ в целях качественного обслуживания и организации смены караулов (дежурных смен) закрепление ДАСВ за личным составом подразделений производится в следующем порядке: первый — третий караул (дежурная смена), второй — четвертый караул (дежурная смена) при достаточном наличии СИЗОД.

В подразделениях, осуществляющих тушение пожаров на объектах, в которых производственные технологические процессы связаны с получением, переработкой вредных и опасных для человека веществ, специализированных пожарных частях по тушению крупных пожаров федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, СИЗОД закрепляются также за водителями пожарных автомобилей, которые в обязательном порядке должны иметь квалификацию «газодымозащитник».

Подготовка в дежурном карауле — вид специальной подготовки газодымозащитников в период несения караульной службы, направленной на поддержание квалификации и привитие им определенных знаний, выработки и совершенствования у них соответствующих умений и навыков, необходимых для решения задач газодымозащитной службы.

Общее руководство подготовкой газодымозащитников в подразделении возлагается на начальника подразделения, а в дежурном карауле – на начальника дежурного караула.

Прием зачетов от газодымозащитников по выполнению нормативов, предусмотренных тематическим планом на год, проводится в конце каждого квартала. На выполнение норматива отводится две попытки.

Ежегодно, один раз в году, в начале нового учебного года с газодымозащитниками подразделения, отдельного поста проводится зачетное занятие по проверке знаний материальной части закрепленных за ними средств индивидуальной защиты органов дыхания, практических умений и навыков их использования и технического обслуживания.

Подготовка личного состава к работе в сизод

Ежегодно, два раза в году (по одному разу в каждом полугодии) со всеми газодымозащитниками подразделений, отдельных постов проводятся однодневныесеминарские занятия. Семинары планируются по восемь учебных часов как итоговые занятия, завершающие период обучения. План семинара должен быть заблаговременно доведен до участников семинара.

Важно

Оперативный контроль уровня адаптации газодымозащитников дежурных караулов, в т.ч. начальников караулов, к физическим нагрузкам в условиях теплового воздействия организует и проводит начальник (заместитель начальника) подразделения один раз в году:

контроль уровня адаптации к тепловым нагрузкам — в течение первого квартала нового учебного года в ходе тренировок на свежем воздухе или в зоне с непригодной для дыхания средой;

контроль уровня физической подготовленности — в конце учебного года в период итоговой проверки. Результаты оформляются протоколом и заносятся в личную карточку газодымозащитника.

Сроки тренировок газодымозащитников дежурных караулов на свежем воздухе и в зоне с непригодной для дыхания средой определяются планом подготовки личного состава, графиком тренировок и расписаниями занятий.

на свежем воздухе – один раз в месяц. Проводятся начальником дежурного караула, на отдельном посту – начальником отдельного поста по методическим планам, утвержденным непосредственным начальником, с приложением учебных документов, необходимых руководителю занятия для их проведения;

на свежем воздухе при проведении пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач – один раз в месяц.

Проводятся начальником (заместителем начальника) подразделения по методике, соответствующей планам проведения ученийи занятий по решению пожарно-тактических задач, их задачам и тактическому замыслу;{amp}lt;p{amp}gt;

в зоне с непригодной для дыхания средой (теплодымокамере) – один раз в квартал.

Совет

Проводятся начальником (заместителем начальника) подразделения по методическим планам, утвержденным непосредственным начальником, с приложением документов, необходимых руководителю занятия для их проведения;

на огневой полосе психологической подготовки – не менее одной тренировки в год (в летний или зимний период обучения) по методике, соответствующей требованиям проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки. Проводятся начальником (заместителем начальника) подразделения по методическим планам, утвержденным непосредственным начальником.

Старшие мастера (мастера) баз газодымозащитной службы, имеющих квалификацию «газодымозащитник», и за которыми закреплены средства индивидуальной защиты органов дыхания, обязаны проходить ежеквартально не менее одной тренировки в зоне с непригодной для дыханиясредой (теплодымокамере).

Тренировки газодымозащитников в зоне с непригодной для дыхания средой проводятся под контролем медицинского работника.

При закреплении за газодымозащитником различных типов средств индивидуальной защиты органов дыхания (дыхательных аппаратов, кислородных противогазов) тренировки должны быть проведены с использованием каждого типа дыхательного аппарата (противогаза).

Решение об освобождении газодымозащитника от тренировок по состоянию здоровья принимается на основании заключения медицинского учреждения.

Учет тренировок в средствах индивидуальной защиты органов дыхания отражается в личной карточке газодымозащитника.

Вывод по вопросу: основной документ, определяющий подготовку газодымозащитников — Методические рекомендации по подготовке личного состава ГДЗС ФПС МЧС России от 30.06.2008 г.

Организационное и учебно-методическое обеспечение подготовки. Требования к учебной материальной базе. Требования к самостоятельной учебе и специальной подготовке по должности.

Обратите внимание

Подготовка личного состава газодымозащитной службы проводится в течение всего года.

совместную подготовку (учебные плановые занятия, семинары, сборы);

одиночную (индивидуальную) подготовку газодымозащитников;

подготовку звеньев газодымозащитной службы.

специальное первоначальное обучение;

подготовку в дежурных караулах;

самостоятельную учебу;

специальную подготовку по должности;

служебную подготовку.

Организация специального первоначального обучения

Специальное первоначальное обучение — процесс ускоренного приобретения личным составом знаний, умений, навыков и норм поведения до самостоятельного исполнения служебных обязанностей по квалификации газодымозащитника.

Специальное первоначальное обучение личного состава для получения квалификации «газодымозащитник» проводится в период курсового обучения рядового и начальствующего состава органов управления, подразделений

Самостоятельная учеба, как форма непрерывного, систематического пополнения и углубления знаний, закрепления практических умений и навыков, выполняется газодымозащитником самостоятельно по заданиям и под контролем непосредственного начальника.

Перечень тем для самостоятельного изучения и отработки определяет начальник подразделения и включает их в соответствующий раздел тематического плана на учебный год и отдельной позицией в расписания занятий с учетом уровня профессиональной подготовленности газодымозащитников и их предложений.

изучение текущих и вновь принятых законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативныхправовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России, уставов, наставлений, рекомендаций с обязательным конспектированием основных положений и требований данных документов в тетрадях для конспектов;

регулярное ознакомление с новой пожарно-технической, общественно-государственной и специальной литературой, материалами средств массовой информации, эксплуатационной документацией;

Важно

практическую работу по совершенствованию навыков владения средствами индивидуальной защиты органов дыхания и другими средствами газодымозащитной службы, а также пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием.

Результаты выполнения индивидуальных заданий отражаются в журнале учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава дежурного караула в разделе учебного предмета, соответствующего теме индивидуального задания, или в специально отведенном разделе.

Предлагаем ознакомиться  Сколько времени займт развод если один из супругов против
Газодымозащитник — сотрудник ГПС, подготовленный и аттестованный на ведение боевых действий по тушению пожаров в непригодной для дыхания среде.

Звено ГДЗС — сформированная на пожаре (учениях) группа газодымозащитников, объединённая поставленной боевой задачей и единым руководством, для ведения боевых действий по тушению пожаров в непригодной для дыхания среде.

Газодымозащитник обязан:

  1. Быть в постоянной готовности к ведению боевых действий в непригодной для дыхания среде, совершенствовать свою физическую, профессиональную, медицинскую и психологическую подготовку.
  2. Содержать в полной технической исправности СИЗОД, другое закреплённое за ним ПТВ, обеспечивать в установленные сроки их эксплуатацию и обслуживание.
  3. Уметь производить расчеты запаса воздуха и времени работы звена ГДЗС в СИЗОД.
  4. Выполнять требования БУПО, правил охраны труда в подразделениях ГПС и настоящего Наставления.
  5. Уметь оказывать первую доврачебную помощь.
  6. Совершенствовать навыки действий по тушению пожаров в непригодной для дыхания среде в составе звена.
  7. При тушении пожара в непригодной для дыхания среде :
  • подчиняться командиру звена, знать боевую задачу звена и выполнять её;
  • знать месторасположение ПБ и КПП;
  • строго соблюдать маршрут движения звена;
  • следить на маршруте движения за изменением оперативной обстановки и давлением по манометру;
  • не оставлять звено без разрешения командира звена;
  • без необходимости не пользоваться механизмом дополнительной подачи воздуха;
  • включение и выключение производить по команде

командира звена;

  • докладывать командиру звена об изменении обстановки, обнаруженных неисправностях в СИЗОД или при плохом самочувствии.

Упражнения на свежем воздухе

Упражнение № 1. Ходьба по горизонтальной поверхности (средняя степень тяжести). Выполняется в комплексе с упражнением №2., скорость движения 50-60 м/мин. Общая продолжительность 4 мин. (без отдыха).

Упражнение № 2. Медленный бег по горизонтальной поверхности (оценивается по степени тяжести как тяжёлая работа). Скорость бега 110-120 м/мин. После 4 мин. бега 1 мин. ходьбы, 1 мин. отдых. Общая продолжительность упражнения 6 мин.

Упражнение № 3. Подъём по маршевым лестницам (оценивается по степени тяжести как тяжёлая работа). Выполняется в комплексе с упражнением №4. Скорость вертикального подъёма 9-11 м/мин. Общая продолжительность упражнения 6 мин (передвижение 4 мин., отдых 2 мин.).

Упражнение № 4. Спуск по маршевым лестницам (оценивается по степени тяжести как лёгкая работа). Скорость вертикального спуска 9-11 м/мин. Общая продолжительность упражнения 4 мин. (без отдыха).

Упражнение № 5. Подъём по вертикальной лестнице (оценивается как очень тяжёлая работа). Выполняется в комплексе с упражнением №6, скорость подъёма 10 м/мин. Общая продолжительность 7 мин. (передвижение 4 мин, отдых 3 мин.).

Упражнение № 6. Спуск по вертикальной лестнице (средняя степень тяжести). Скорость спуска 12-15 мин. Продолжительность упражнения 3 мин (без отдыха).

Упражнение № 7. Подъём по маршевым лестницам с грузом (по степени тяжести как тяжёлая работа). Выполняется в комплексе с упражнением №8. Каждый газодымозащитник поднимается с грузом 30 кг со средней скоростью подъёма 6-7 м/мин. Все поднимаются одновременно. Через каждые 2 мин. подъёма отдых в течении 1 мин. Общая продолжительность упражнения 6 мин.

Упражнение № 8. Спуск по маршевым лестницам с грузом (средняя степень тяжести). Каждый газодымозащитник спускается с грузом 30 кг. со скоростью 7-8 м/мин. Общая продолжительность упражнения 4 мин (без отдыха).

Упражнение № 9. Транспортировка «пострадавшего» по горизонтальной поверхности (оценивается по степени как очень тяжёлая работа).

Звено продвигается с «пострадавшим» со скоростью 30-40 м/мин Переноска осуществляется газодымозащитниками по очереди. Через каждые 2 мин переноски отдых 1 мин. После выполнения упражнения 2 мин отдых.

Общая продолжительность упражнения 10 мин. (на переноску 6 мин , на отдых 4 мин.).

^ Транспортировка «пострадавшего» вверх по маршевым лестницам (по степени тяжести — тяжёлая работа). Звено поднимается с «пострадавшим» со скоростью вертикального подъёма 5-6 м/мин.

Переноска осуществляется газодымозащитниками по очереди. Через 1-1,5 мин переноски (одновременно осуществляется подмена газодымозащитников) 1 мин отдыха. После упражнения отдых 3 мин.

Важно

Общая продолжительность упражнения 7 мин (переноска пострадавшего 3мин, отдых- 4 мин ).

^ Транспортировка «пострадавшего» вниз по маршевым лестницам (по степени тяжести — средняя). Звено спускается с «пострадавшим» со скоростью вертикального спуска 5-7 м/мин. Переноска осуществляется газодымозащитниками по очереди. Подмена производится через каждые 1,5-2 мин переноски. Общая продолжительность упражнения 3 мин (без отдыха).

^ Передвижения на полу четвереньках по горизонтальной поверхности (по степени тяжести тяжёлая работа). Звено передвигается на полу четвереньках со скоростью 10-15 м/мин. Отдых через каждые 3 мин движения продолжительностью 1 мин и в конце — 3 мин. Общая продолжительность упражнения 10 мин (передвижение 6 мин, отдых- 4 мин).

^ Преодоление участка заполненного пеной (средняя степень тяжести). Звено продвигается в пеноканале (траншея, подвал, лабиринт и т.д.), заполненном воздушно-механической пеной на высоту не менее 2 метров. Скорость передвижения 6-8 м/мин. Общая продолжительность упражнения 10 мин (передвижение 6 мин, отдых 4 мин).

^ Замена воздушного баллона без выключения из аппарата (по степени тяжести — лёгкая работа). Газодымозащитники производят замену баллонов друг у друга по очереди.

Каждый газодымозащитник производит замену воздушного баллона друг у друга по очереди. Каждый газодымозащитник выполняет упражнение не менее 2 раз.

Упражнение выполняется согласно наставления по пожарно-строевой подготовке. Общая продолжительность упражнения 10 мин.

^ Самоспасание с помощью спасательной верёвки

(средняя степень тяжести). Газодымозащитники выполняют упражнение не менее 2 раз в соответствии с требованиями Наставления по пожарно-строевой подготовке. Общая продолжительность упражнения 10 мин.

^ Отработка практических действий с сигнально- переговорным устройством и другими средствами связи.

Газодымозащитники работают с переносной радиостанцией «Motorola», связь с постом безопасности. Общая продолжительность упражнения 10 мин.

^ Отработка практических действий при неисправностях в СИЗОД (неисправность панорамной маски, неисправность лёгочного автомата, повреждения воздуховодной системы, повреждения системы высокого давления) Общая продолжительность упражнения 10 мин.

Спасание людей при пожаре является важнейшим видом боевых действий и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия и вторичных проявлений ОФП или защите людей от их воздействия и вторичных проявлений. Для спасания людей выбираются наиболее безопасные пути и способы. Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и состояния пострадавших на пожаре посредством: -организации самостоятельного их выхода из опасной зоны; -вывода или выноса их из опасной зоны пожарными. При проведении разведки, прежде всего, необходимо определить угрозу людям от огня и дыма. Разыскивая людей в помещениях, необходимо окликать их. Взрослых надо искать у окон, дверей и в коридорах т.е. на путях ведущих к выходам из помещений, где они могут находиться в бессознательном состоянии. Детей надо искать под кроватями, в шкафах, за печками, в чуланах, санузлах, под столом и т.д. В задымленных помещениях надо прислушиваться, нет ли стонов, так как по ним можно отыскать пострадавших. Необходимо тщательно осмотреть и проверить все помещения. Запрещается ограничиваться заявлением граждан об отсутствии людей. Проверку помещений проводят во всех случаях, и только после тщательного осмотра, убедившись в отсутствии людей, прекращают эту работу.Эвакуация людей на пожаре методом переноски может производиться различными способами, при этом необходимо учитывать тяжесть полученной травмы (наложить шину и т. п.). Рекомендуется использовать один из следующих способов: пожарный становится на левое (правое) колено около головы лежащего на земле человека и поворачивает его, при необходимости, лицом вниз. После этого пропускает свои руки снизу под руки спасаемого, соединяет их на спине, поднимает голову и плечи спасаемого как можно выше. Опуская свои руки со спины спасаемого на его талию и снова соединив их, поднимается вместе со спасаемым, выставив вперед слегка согнутую в колене левую (правую) ногу. Затем опускается на правое (левое) колено и кладет спасаемого на левое (правое) плечо, при этом его левую (правую) руку перекидывает через свое плечо. Пожарный обхватывает левой (правой) рукой ноги спасаемого, а другой рукой захватывает левую (правую) кисть руки спасаемого, поднимается на ноги, уравновешивает тело спасаемого на своем плече и переносит его в безопасное место. Двое пожарных становятся друг против друга. Каждый из них берет левой рукой запястье своей правой руки, а правой рукой – запястья левых рук друг друга, при помощи третьего пожарного сажают на свои руки спасаемого и переносят его в безопасное место; первый пожарный берет спасаемого под мышки, второй – под колени, поднимают его и в таком положении переносят в безопасное место.

Предлагаем ознакомиться  Предлагают открыть ИП или ООО на моё имя? Зачем им это надо и что мне может грозить?
Руководитель занятия и помощник наглядно объясняет и показывает выполнение упражнений.

Уфимский

Тема 1.2 Подготовка и допуск личного состава к работе в СИЗОД, классификация СИЗОДСтудент должен:

иметь представление:

— об этапах подготовки, освидетельствовании личного состава ГЗДС;-о допуске и аттестации личного состава к работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека (СИЗОД).

знать:

-требования основных руководящих документов и правовых актов, касающихся организации функционирования ГДЗС; -классификацию СИЗОД;-содержание подготовки, порядок допуска к работе и аттестации личного состава ГПС к работе в СИЗОД.

уметь:

-осуществлять подготовку личного состава к работе в СИЗОД.Этапы подготовки, освидетельствования личного состава ГЗДС. Допуск и аттестация личного состава к работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека (СИЗОД). Требования основных руководящих документов и правовых актов, касающихся организации функционирования ГДЗС. Классификация СИЗОД. Содержание подготовки, порядок допуска к работе и аттестации личного состава ГПС к работе в СИЗОД. Осуществление подготовки личного состава к работе в СИЗОД.Практическое занятие 1 Правила подготовки личного состава к работе в СИЗОД.

Тема 1.3 Работа личного состава ГДЗС на пожарах

Правила охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России

Студент должен:

иметь представление:

-о безопасных приемах работы личного состава ГДЗС на пожарах; -о дополнительной оплате работы личного состава, включающихся в СИЗОД.

знать:

-правила охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России;-обязанности газодымозащитника, командира звена ГДЗС, постового на посту безопасности.

уметь:

-применять требования ОТ и ТБ.Безопасные приемы работы личного состава ГДЗС на пожарах. Дополнительная оплата работы личного состава, включающихся в СИЗОД. Правила охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России. Обязанности газодымозащитника, командира звена ГДЗС, постового на посту безопасности. Применение требований ОТ и ТБ на практике.Виды самостоятельной работы: Изучение основных нормативных документов Государственной противопожарной службы (ГПС).Практическое занятие 2 Изучение Приказа МЧС РФ от 31 декабря 2002 г. N 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)».

Раздел 2 Физиология дыхания и кровообращения, влияние продуктов сгорания и газообразных веществ на организм человека

Тема 2.1 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, значение кислорода в процессе обмена веществ

Студент должен:

иметь представление:

-о роли правильного дыхания при работе в СИЗОД;-о значении кислорода в процессе обмена веществ.

знать:

-состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха;-строение органов дыхания и их значение.Роль правильного дыхания при работе в СИЗОД. Значение кислорода в процессе обмена веществ. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Строение органов дыхания и их значение.

Тема 2.2 Физиология дыхания и кровообращения, количественная характеристика процесса дыхания

Студент должен:

иметь представление:

-об органах дыхания;-о кровообращении;-о значении кровообращения в обмене веществ;-о потреблении кислорода организмом человека и изменение частоты пульса в зависимости от тяжести выполняемой работы.

знать:

-физиологию дыхания человека;-схему кровообращения и газообмена; -роль парциального давления кислорода, углекислого газа и азота в процессе газообмена;-количественную характеристику процесса дыхания: жизненная ёмкость лёгких, частота дыхания, лёгочная вентиляция, мёртвое пространство.Органы дыхания. Кровообращение. Значение кровообращения в обмене веществ. Потребление кислорода организмом человека и изменение частоты пульса в зависимости от тяжести выполняемой работы. Физиология дыхания человека. Схема кровообращения и газообмена. Роль парциального давления кислорода, углекислого газа и азота в процессе газообмена. Количественная характеристика процесса дыхания: жизненная ёмкость лёгких, частота дыхания, лёгочная вентиляция, мёртвое пространство.

Тема 2.3 Характеристика дыма в зависимости от состава горящих веществ и характера горения

Студент должен:

иметь представление:

-об опасных факторах пожара;-о токсичности продуктов термического разложения и горения полимерных материалов и пластмасс.

знать:

-характеристику дыма в зависимости от состава горящих веществ и характера горения;-физико-химические свойства окиси углерода, углекислого газа, азота, сероводорода, хлора, синильной кислоты, аммиака и ацетилена.

уметь:

— определять характеристику дыма в зависимости от состава горящих веществ и характера горения.Опасные факторы пожара. Токсичность продуктов термического разложения и горения полимерных материалов и пластмасс. Характеристика дыма в зависимости от состава горящих веществ и характера горения. Физико-химические свойства окиси углерода, углекислого газа, азота, сероводорода, хлора, синильной кислоты, аммиака и ацетилена. Определение характеристики дыма в зависимости от состава горящих веществ и характера горения.

Тема 2.4 Признаки отравления человека угарным газом при работе на пожаре и правила оказания ему доврачебной помощи

Студент должен:

иметь представление:

-о влиянии на организм человека окиси углерода, углекислого газа, азота, сероводорода, хлора, синильной кислоты, аммиака и ацетилена.

знать:

-признаки отравления человека угарным газом;-приёмы оказания первой доврачебной помощи при отравлении угарным газом.

уметь:

-оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему на пожаре. Влияние на организм человека окиси углерода, углекислого газа, азота, сероводорода, хлора, синильной кислоты, аммиака и ацетилена. Признаки отравления человека угарным газом. Приёмы оказания первой доврачебной помощи при отравлении угарным газом. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему на пожаре. Практическое занятие 3 Правила оказания человеку, отравившемся угарным газом, доврачебной помощи.

Тема 2.5 Способы защиты органов дыхания и зрения от воздействия продуктов сгорания

Студент должен:

иметь представление:

-о способах защиты органов дыхания от воздействия продуктов сгорания;-температурно-влажностном режиме в дыхательной системе СИЗОД;-о сопротивлении дыханию и его влиянию на физиологическое состояние организма;-о зависимости времени защитного действия от величины лёгочной вентиляции, температуры окружающей среды и других факторов.

знать:

-особенности применения группового (дымососы, брезентовые перемычки) и индивидуального (различные СИЗОД) способов защиты органов дыхания;-роль правильного дыхания при работе в СИЗОД;-понятие удельного времени защитного действия СИЗОД.

Предлагаем ознакомиться  Доступ с вашего IP-адреса временно ограничен — Авито

уметь:

-выбирать средства защиты работающих на пожаре. Способы защиты органов дыхания от воздействия продуктов сгорания. Температурно-влажностный режим в дыхательной системе СИЗОД. Сопротивление дыханию и его влиянию на физиологическое состояние организма. Зависимость времени защитного действия от величины лёгочной вентиляции, температуры окружающей среды и других факторов. Особенность применения группового (дымососы, брезентовые перемычки) и индивидуального (различные СИЗОД) способов защиты органов дыхания. Роль правильного дыхания при работе в СИЗОД. Понятие удельного времени защитного действия СИЗОД. Выбор средств защиты работающих на пожаре. Практическое занятие 4 Изучение способов защиты органов дыхания и зрения от воздействия продуктов сгорания.Виды самостоятельной работы: Изучить органы дыхания и систему кровообращения человека(3ч)

Раздел 3 Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека

Тема 3.1 Тактико-технические характеристики и назначение СИЗОД

Студент должен:

иметь представление:

— об основных типах СИЗОД, находящихся на вооружении пожарной охраны.

знать:

— назначение и классификацию СИЗОД;-основные тактико-технические характеристики СИЗОД.

уметь:

— разбираться в типах противогазов и дыхательных аппаратов.Основные типы СИЗОД, находящиеся на вооружении пожарной охраны. Назначение и классификация СИЗОД. Основные тактико-технические характеристики СИЗОД. Практическое занятие 5 Изучение ТТХ кислородных изолирующих противогазов, дыхательных аппаратов на сжатом воздухе, фильтрующих и шланговых противогазов.

Тема 3.2 Новые типы СИЗОД и оборудования ГДЗС

Студент должен:

иметь представление:

-о новых типах СИЗОД и оборудовании ГДЗС.

знать:

— краткую тактико-техническую характеристику новых типов СИЗОД и оборудования ГДЗС.

уметь:

-ориентироваться в многообразии оборудования ГДЗС, видеть положительные и отрицательные стороны различных типов СИЗОД.Новые типы СИЗОД и оборудования ГДЗС. Краткая тактико-техническая характеристика новых типов СИЗОД и оборудования ГДЗС. Положительные и отрицательные стороны различных типов СИЗОД.Виды самостоятельной работы: Изучение назначения и ТТХ КИП-8(4ч) Практическое занятие 6 Изучение ТТХ фильтрующих и изолирующих самоспасателей.

Раздел 4 Материальная часть СИЗОД

Тема 4.1 Устройство, принцип действия и схема работы СИЗОД

Студент должен:

иметь представление:

-об устройстве СИЗОД;-о схеме работы СИЗОД.

знать:

— принципе действия СИЗОД.

уметь:

-производить неполную сборку и разборку СИЗОД.Устройство СИЗОД. Схема работы СИЗОД. Принцип действия СИЗОД. Произведение неполную сборку и разборку СИЗОД.Практическое занятие 7 Изучение устройства и схемы работы СИЗОД различного типа действия.

Тема 4.2 Основные части кислородного изолирующего противогаза КИП-8, УРАЛ-10 и др. и дыхательных аппаратов на сжатом воздухе АИР-98МИ, ПТС «Профи»

Студент должен:

иметь представление:

-о схемах подачи(постоянная, автоматическая и дополнительная).

знать:

-основные части кислородно-изолирующих противогазов КИП-8, УРАЛ-10, их назначение;- устройство и принцип действия механизма подачи кислорода, звукового сигнала, предохранительного клапана, избыточного клапана, клапанной коробки, дыхательного мешка, шлем-маски, холодильника, регенеративного патрона (продолжительность защитного действия, порядок использования, проверки и установки патрона в КИП);-основные части аппаратов на сжатом воздухе АИР-98МИ, ПТС «ПРОФИ», их назначение;- устройство и принцип действия звукового сигнала, предохранительного клапана, редуктора, легочного автомата, адаптера, шлем-маски ДАСВ.

уметь:

-производить неполную разборку кислородно-изолирующих противогазов;-подгонять поясной и плечевые ремни СИЗОД;-подбирать маски по размеру. Схемы подачи(постоянная, автоматическая и дополнительная). Основные части кислородно-изолирующих противогазов КИП-8, УРАЛ-10, их назначение. Устройство и принцип действия механизма подачи кислорода, звукового сигнала, предохранительного клапана, избыточного клапана, клапанной коробки, дыхательного мешка, шлем-маски, холодильника, регенеративного патрона (продолжительность защитного действия, порядок использования, проверки и установки патрона в КИП). Основные части аппаратов на сжатом воздухе АИР-98МИ, ПТС «ПРОФИ», их назначение. Устройство и принцип действия звукового сигнала, предохранительного клапана, редуктора, легочного автомата, адаптера, шлем-маски ДАСВ. Производство неполной разборки кислородно-изолирующих противогазов. Подгонка поясного и плечевых ремней СИЗОД. Подбор маски по размеру. Практическое занятие 8 Изучение принципа действия КИП-8 с использованием обучающей программы.Практическое занятие 9 Изучение принципа действия АИР-98МИ с использованием обучающей программы.

Тема 4.3 Техника безопасности при работе с приборами, находящимися под давлением

Студент должен:

иметь представление:

-об устройстве кислородных и воздушных баллонов;-об устройстве запорных вентилей баллонов.

знать:

-основные части, ёмкость, рабочее давление, периодичность проверки, правила хранения, сроки испытания кислородных и воздушных баллонов;-технику безопасности при работе с приборами, находящимися под давлением.

уметь:

-соблюдать технику безопасности при работе с приборами, находящимися под давлением.Устройство кислородных и воздушных баллонов. Устройство запорных вентилей баллонов. Основные части, ёмкость, рабочее давление, периодичность проверки, правила хранения, сроки испытания кислородных и воздушных баллонов. Техника безопасности при работе с приборами, находящимися под давлением. Соблюдение техники безопасности при работе с приборами, находящимися под давлением.Практическое занятие 10 Изучение ТТХ и требований, предъявляемых к малолитражным баллонам.Виды самостоятельной работы: Изучение назначения и ТТХ АИР-317, АСВ-2(4ч)

Раздел 5 Неисправности, которые могут возникнуть во время работы противогаза и способы их устранения

Тема 5.1 Возможные повреждения СИЗОД во время работы

Студент должен:

иметь представление:

-о ситуациях при которых могут возникнуть неисправности СИЗОД;-о возможных неисправностях СИЗОД;-о приборах и инструментах, необходимых для проведения проверки механизма подачи.

знать:

— возможные неисправности СИЗОД: прекращение подачи кислорода (воздуха); нарушение постоянной подачи, утечка через неплотности; разрыв шланга; отказ в работе лёгочного автомата, звукового сигнала, предохранительного клапана дыхательного мешка; увеличение сопротивления вдоху и выдоху; повреждения маски и дыхательных клапанов; срабатывание предохранительного клапана редуктора;-возможные неисправности подающего механизма, порядок проверки его работы и регулировки;-возможные неисправности звукового сигнализатора, способы устранения неисправностей;-возможные неисправности воздуховодной системы, способы устранения неисправностей.

уметь:

-исправлять возможные неисправности СИЗОД.

Ситуации при которых могут возникнуть неисправности СИЗОД. Возможные неисправности СИЗОД. Приборы и инструменты, необходимые для проведения проверки механизма подачи.

Возможные неисправности СИЗОД: прекращение подачи кислорода (воздуха); нарушение постоянной подачи, утечка через неплотности; разрыв шланга; отказ в работе лёгочного автомата, звукового сигнала, предохранительного клапана дыхательного мешка; увеличение сопротивления вдоху и выдоху; повреждения маски и дыхательных клапанов; срабатывание предохранительного клапана редуктора. Возможные неисправности подающего механизма, порядок проверки его работы и регулировки. Возможные неисправности звукового сигнализатора, способы устранения неисправностей. Возможные неисправности воздуховодной системы, способы устранения неисправностей. Исправление возможных неисправностей СИЗОД.

Структура и функции газодымозащитной службы

Средства индивидуальной защиты органов дыхания  применяются при тушении около 20 % пожаров, а  каждый  потушенный  пожар  с  применением СИЗОД  является  своеобразным  экзаменом  для  газодымозащитников,  так  как требует от  личного  состава  мобилизации  всех  сил,  знаний,  опыта,  дает возможность проверить качество подготовки к работе в сложных условиях. Среднеобъёмная температура в первые 5-6 минут пожара может достичь 140-160 °С (безопасной для человека является температура до 60 °С).

Звено ГДЗС – сформированная на пожаре (учениях) группа газодымозащитников, объединенная поставленной боевой задачей, единым руководством, для ведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации последствий аварий в непригодной для дыхания среде;

В подразделениях и пожарно-технических или высших образовательных учреждениях могут создаваться отделения газодымозащитной службы на специальных пожарных автомобилях газодымозащитной службы. Решения о создании таких отделений принимаются соответственно территориальным органом МЧС России и образовательным учреждением МЧС.