Основания для составления жалобы

В каких ситуациях необходимо составлять претензию? Если между клиентом и банковским учреждением возникли разногласия, которые нельзя решить мирным путем.

Чаще всего клиенты подают жалобу в Роспотребнадзор на банк, если он совершает следующие нарушения:

  • искажает или вовсе не предоставляет сведения о кредите;
  • торгует вашими долгами;
  • подключает коллекторские агентства, которые совершают в ваш адрес действия, не имеющие законных оснований;
  • в одностороннем порядке увеличивает процентную ставку по кредитованию;
  • неправомерно снимает деньги со счета клиента;
  • незаконно удерживает с клиента комиссию за обслуживание;
  • без ведома клиента ограничивает право досрочного погашения кредита;
  • нарушает закон о банковской деятельности и банках;
  • отправляет вас к конкретной организации для страхования или оценки.

Компетенция Роспотребнадзора на сферу деятельности банков распространяется по части реагирования на заявления граждан, связанные с оформлением договоров, в которые включены положения, ограничивающие или исключающие часть прав потребителей, отказ от предоставления объективных сведений об услуге, оказание последних с нарушением действующего законодательства, в том числе:

  • распространение персональной информации, а также сведений связанных, с состоянием счетов клиента;
  • изменение договорных положений по всем видам соглашений без обязательного информирования клиента о факте и новых условиях;
  • заключение договора с третьими лицами о передачи права востребования долга без письменного уведомления заемщика;
  • запрет на досрочное выполнение долговых обязательств;
  • навязывание не предусмотренных предметом договора дополнительных платных услуг или сопутствующих соглашений;
  • применение к заемщику штрафных санкций, не предусмотренных текстом договора;
  • нежелание возврата суммы страхового платежа или начисленной комиссии в предусмотренных законом случаях;
  • проведение не предусмотренных условиями договора платежей без согласования с клиентом;
  • неправомерный отказ учреждения предоставить интересующую клиента информацию, как в письменной, так и устной форме;
  • факты недостойного отношения сотрудников банка с клиентами;
  • некомпетентное или оказание услуг не в полном объеме.

Жалоба на банк подлежит обязательному рассмотрению, если она касается нарушений положений закона о банковской деятельности и других правовых актов

Функции Роспотребнадзора

Полномочия, а также сфера влияния указанной государственной службы регламентированы Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным соответствующим постановлением от 30 июня 2004 года.

  • обязанность разъяснять требования Закона в направлении своей служебной деятельности;
  • проводить инспекционные проверки государственных и частных предприятий, в том числе банковской сферы;
  • при выявлении нарушений применять предупредительные, ограничительные, а также меры профилактического характера.

Представители могут составлять протоколы об административной ответственности и предписания по исключению нарушений. Законные требования о предоставлении справочной информации, а также устранении нарушений учреждениями и организациями различных форм собственности, работающими на территории страны, являются обязательными. Для защиты прав потребителей представители Роспотребнадзора могут выступать в судах как экспертной стороной, так и в качестве истца.

Предлагаем ознакомиться  Банкротство банков - читайте от Финэксперт

Когда Роспотребнадзор действительно пойдет навстречу?

Чаще всего Роспотребнадзор (СПб, например, или любого другого города) откликается на случаи возврата страховки по кредитованию. Если вы досрочно погасили кредит, то имеете полное право требовать возврат своих страховых средств, но, как правило, банки не желают идти навстречу. При этом согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ о свободе договора гражданин не должен обязательно страховать своё здоровье и жизнь, только если речь идёт не о страховании заложенного имущества.

Боятся ли банки Роспотребнадзора?

Сотрудники отправляют запрос в банковское учреждение на предоставление копии договора и передвижения денег клиента на счете.

Если банк продал или переуступил долг, то запрос отправляют в коллекторское агентство, которое будет обязано переслать копию договора, основываясь на котором, оно взяло в работу долг.

После этого происходит рассмотрение присланных документов, а затем выносится решение:

  • действие банка или коллекторской организации признаются законными или противозаконными;
  • в отношении банковского учреждения или коллекторского агентства возбуждают административное дело и накладывают штраф; иногда дело доходит до лишения лицензии или закрытия учреждения.

На основании принятых результатов учреждение обязывают внести поправки в договор кредитования.

На этот вопрос нет однозначного ответа. Однако следует обратить внимание на то, что сам Роспотребнадзор оштрафовать банк или обязать его выплатить клиенту компенсацию в виде денежной суммы не может. Такие вопросы можно решить только черед суд.

Срок подачи

Для того чтобы правильно составить заявление, также необходимо сделать следующее:

  • В верхнем правом углу необходимо указать полное наименование территориального отдела Роспотребнадзора, его адрес, а затем написать Ф.И.О. человека, подающего жалобу.
  • Ниже посередине листа необходимо написать «Заявление» (или «Сообщение», «Жалоба»).
  • Теперь необходимо адекватно и грамотно описать все произошедшие события, в ходе которых банковское учреждение нарушило ваши права. Очень важно указывать всё максимально точно. Обратите внимание не только на ситуацию и обстоятельства, но и на контакты банка-нарушителя. Но не забывайте, что в заявлении не следует писать ничего лишнего. Стиль письма должен быть деловым, а события нужно описывать по хронологическому порядку. Образец жалобы на банк в Роспотребнадзор предоставят по месту обращения.
  • Затем необходимо указать нормативно-правовые акты, положения которых, по вашему мнению, нарушил банк.

После написания жалобы на банк в Роспотребнадзор необходимо прикрепить следующие имеющиеся документы:

  • кредитный договор;
  • записанные телефонные переговоры;
  • заявление о реструктуризации долга и отрицательный ответ банка;
  • другие документы, требуемые организацией.роспотребнадзор нарушения в банках

Заявление можно подать лично по месту жительства, по факсу, почтой, по электронной почте или через портал государственных услуг.

Если вы решили подать жалобу в Роспотребнадзор на банк лично по месту жительства, то обязательно не забудьте взять с собой паспорт.

Согласно Федеральному закону №59 заявление не будет рассмотрено, если:

  1. Не указаны Ф.И.О. человека, подающего жалобу.
  2. Не написан ваш обратный почтовый адрес.
  3. В жалобе содержатся какие-либо нецензурные выражения, различные угрозы здоровью, жизни и т. д.
  4. Отсутствует наименование банковского учреждения, на которое вы пишете жалобу, а также его юридический и фактический адрес.
Предлагаем ознакомиться  Жалоба на ТСЖ №57 - как и куда написать

Заявление должны зарегистрировать в течение трёх дней, а рассмотреть – в течение тридцати дней. Если ваша ситуация не попадает под компетентность ведомства, то заявление в срок до семи дней перенаправят в соответствующий орган. Если у вас слишком много вопросов, которыми будут заниматься несколько органов, то вполне вероятно, что это еще на неделю затянет срок рассмотрения.

Поданная вами жалоба должна быть зарегистрирована в течение 3 дней. Далее начинается процесс ее обработки, и срок ответа на претензию зависит от разных факторов, в том числе:

  • Если поданная жалоба относится к компетенции другого ведомства или службы, Роспотребнадзор отправляет ее в соответствующую инстанцию, а вам направляет уведомление об этом факте. Срок передачи жалобы и отправки уведомления не должен превышать 7 дней.
  • Если жалоба соответствует компетенции Роспотребнадзора и не возникает проблем с ее прочтением, то она принимается к рассмотрению. Срок рассмотрения – 30 дней с момента регистрации жалобы. После этого вам будет направлено письмо с результатами рассмотрения и принятыми решениями.

При наличии основания заявление о нарушении прав потребителя подается территориальному органу Роспотребнадзора лично или любым из доступных способов коммуникации, в том числе:

  • с использованием интернет — почты;
  • по факсимильной связи;
  • курьерской службой;
  • Почтой России (заказное письмо с требованием уведомления).

Как правильно написать заявление?

Чтобы подаваемое заявление в Роспотребнадзор на банк оказало должное действие, его необходимо правильно составить. Заполнять информацию нужно с особым вниманием, чтобы оно было доставлено точно по адресу. Итак, для того чтобы подать жалобу в территориальный отдел Роспотребнадзора на банк, необходимо:

  1. В первую очередь поговорить с представителем банка, который нарушил ваши права. Порой для решения проблемы будет достаточно обычного разговора. Если вам отказались идти на встречу, то можете смело обращаться за помощью к чиновникам.
  2. Составить официальную жалобу нужно официально-деловым языком, независимо от результата разговора и величины ущерба. Определите, какими конкретными действиями банка вы недовольны. Писать заявление нужно по существу, не распыляясь.
  3. В претензии необходимо указать ваши требования. Напишите, что вы хотите в итоге получить – моральную или материальную компенсацию ущерба.боятся ли банки роспотребнадзор

Законодательный регламент

Какие именно законы контролируют отношения клиента с банковским учреждением? Перечислим юридические документы, которые регламентируют их.

Во-первых, это закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», регулирующий отношения между клиентами/потребителями и исполнителями, производителями, продавцами:

  • Восьмая статья вышеназванного документа о праве потребителя на сведения об исполнителе (изготовителе, продавце) и о предоставляемых товарах (услугах, работах).
  • Статья 12 этого же закона, говорящая об ответственности исполнителя (изготовителя, продавца) за ненадлежащие сведения об услуге (товаре, работе), об исполнителе (изготовителе, продавце).
Предлагаем ознакомиться  Дома под снос в ЮЗАО по программе реновации Москвы в 2019-2020 г

Во-вторых, федеральный закон «О банках и банковской деятельности», регулирующий создание, регистрацию и деятельность организаций, выдающих кредиты:

  • Статья 29, которая в двустороннем порядке описывает процентную ставку по депозитам (вкладам), кредитам и комиссию за операции кредитного учреждения.
  • Статья 30, в которой подробно регламентируются отношения между Центральным банком России, организациями, выдающими кредит, их клиентами и теми, кто обрабатывает и хранит информацию о кредитных историях (например, бюро кредитных историй).

Жалоба в Роспотребнадзор на банк

В-третьих, статья 821 Гражданского кодекса Российской Федерации об отказе от получения или предоставления кредита.

Обязано ли банковское учреждение иметь книгу жалоб и предложений? Услуги банков не являются бытовыми, а это значит, что у них не должно быть подобного документа. Но это не освобождает их от ответственности, а поэтому они обязаны принимать претензии и любые жалобы от клиентов, а затем и отвечать на них в установленные законом сроки.

Нарушение кредитного договора

Считается, что навязывание страхования и жалоба в Роспотребнадзор на банк практически синонимичны, однако основной причиной обращения является все же нарушение прав заемщика.

В каждом кредитном договоре (99 %) банковское учреждение нарушает права заёмщика. Клиент не имеет права менять типовое соглашение, но по закону обладает равнозначными с кредитором правами. Даже при попытке что-либо оспорить крайне маловероятно, что удастся вернуть деньги обратно.

Банковское учреждение не имеет права в одностороннем порядке (т. е. без ведома клиента):

  • повышать процентную ставку по кредиту;
  • менять какие-либо условия вкладов;
  • уменьшать процентную ставку по вкладам (депозитам) и т. д.

Управление Роспотребнадзора

Всё вышеперечисленное нарушает закон и оскорбляет клиентов и их права. Если, к сожалению, с вами произошли подобные ситуации, то рекомендуем использовать своё право обращения в суд (статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Только таким образом можно «поставить на место» организацию, дающую кредиты. В противном случае вы станете должником или потеряете все свои деньги.

Жалоба в Роспотребнадзор на коллекторское агентство

Клиентами коллекторских агентств являются банковские учреждения. Мы же для них просто должники. И в законах говорится о том же. Именно по этой причине жаловаться в данной ситуации, к сожалению, бессмысленно.

Но если долг еще не продан, то пострадавшие имеют полное право подать жалобу в Роспотребнадзор (СПб или любого другого города) на банковское учреждение. Сумма фактического долга на время передаётся по агентскому договору (1005 статья Гражданского кодекса РФ) в коллекторское агентство, сотрудники которого звонят, угрожают и запугивают. Обязательно записывайте все телефонные разговоры и пишите жалобу в прокуратуру и Роспотребнадзор.

В такой ситуации банковское учреждение оштрафуют на крупную сумму, потому что суд еще не начинался, и официально вы еще не считаетесь проблемным заёмщиком. Предпринимаемые меры заставят вернуть ваш кредитный договор обратно и в судебном порядке начать цивилизованное взыскание.